Дата публикации: 04.12.2025

Ошибка государственного органа и принцип поддержания разумных ожиданий налогоплательщика

Аннотация

Настоящая статья посвящена исследованию возможности защиты разумных ожиданий налогоплательщика при ошибке государственного органа. В рамках данной статьи автор рассматривает наиболее показательные дела из судебной практики, а также анализирует проблему с точки зрения юридической науки. По результатам проведенного анализа автор выделил условия, при которых налогоплательщику может быть отказано в защите разумных ожиданий, если государственным органом допущена ошибка.




Одним из поводов к написанию данной статьи явилось Определение Верховного Суда РФ от 12 октября 2021 г. по делу № 305-ЭС21-11708 (дело ПАО «Татнефть»), в котором суд пришел к выводу о том, что «ошибка» государственного органа не может создавать у налогоплательщика разумные ожидания.

Рассмотрим фабулу дела подробнее. В периодах с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г. включительно для целей исчисления акциза на нефтяное сырье его количество определялось в соответствии с порядком, установленным Минэнерго России по согласованию с Министерством финансов РФ.

Минэнерго России Приказом от 20 декабря 2018 г. № 1188 утвердило порядок определения количества нефтяного сырья в целях исчисления акциза. Приказ вступил в действие 1 января 2019 г.

В первоначальной редакции Приказа Минэнерго России предусматривалось, что количество нефтяного сырья определяется в каждом налоговом периоде в массе брутто в тоннах.

Далее Приказом Минэнерго России от 20 марта 2019 г. № 256 порядок был изменен, и в новой редакции количество нефтяного сырья определялось в каждом налоговом периоде в единицах массы нетто в тоннах.

Список литературы

1. Бакаева О.Ю. О соотношении частных и публичных интересов / О.Ю. Бакаева, Н.А. Погодина // Журнал российского права. 2011. № 4 (172). С. 36–47.
2. Казгериева Э.В. Общенаучная постановка проблемы ошибок и необходимость теоретического обоснования в правоведении / Э.В. Казгериева // Юридическое образование и наука. 2006. № 3. С. 3–7.
3. Крохина Ю.А. Защита прав субъектов в налоговых спорах: поиск баланса частных и публичных интересов / Ю.А. Крохина // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. 2017. № 2. С. 57–68.
4. Садчиков М.Н. Принцип баланса частных и публичных интересов в налоговых правоотношениях как гарантия налогового суверенитета государства / М.Н. Садчиков // Налоги. 2020. № 1. С. 23–25.
5. Советов Д.И. Преодоление ошибок в правоприменительной деятельности: теоретико-правовой аспект : диссертация кандидата юридических наук / Д.И. Советов. Москва, 2023. 193 с.
6. Щекин Д.М. Критерий разумности налогоплательщика и защита его правомерных ожиданий / Д.М. Щекин // Налоги. 2022. № 3. С. 27–30.
7. Ядрихинский С.А. Принцип приоритета публичных интересов в финансовой деятельности государства: поиск компромисса / С.А. Ядрихинский // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 1 (110). С. 62–71.

Остальные статьи