Ошибка государственного органа и принцип поддержания разумных ожиданий налогоплательщика
Аннотация
Настоящая статья посвящена исследованию возможности защиты разумных ожиданий налогоплательщика при ошибке государственного органа. В рамках данной статьи автор рассматривает наиболее показательные дела из судебной практики, а также анализирует проблему с точки зрения юридической науки. По результатам проведенного анализа автор выделил условия, при которых налогоплательщику может быть отказано в защите разумных ожиданий, если государственным органом допущена ошибка.
| Тип | Статья |
| Издание | Налоги № 04/2025 |
| Страницы | 9-12 |
| DOI | 10.18572/1999-4796-2025-4-9-12 |
Одним из поводов к написанию данной статьи явилось Определение Верховного Суда РФ от 12 октября 2021 г. по делу № 305-ЭС21-11708 (дело ПАО «Татнефть»), в котором суд пришел к выводу о том, что «ошибка» государственного органа не может создавать у налогоплательщика разумные ожидания.
Рассмотрим фабулу дела подробнее. В периодах с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г. включительно для целей исчисления акциза на нефтяное сырье его количество определялось в соответствии с порядком, установленным Минэнерго России по согласованию с Министерством финансов РФ.
Минэнерго России Приказом от 20 декабря 2018 г. № 1188 утвердило порядок определения количества нефтяного сырья в целях исчисления акциза. Приказ вступил в действие 1 января 2019 г.
В первоначальной редакции Приказа Минэнерго России предусматривалось, что количество нефтяного сырья определяется в каждом налоговом периоде в массе брутто в тоннах.
Далее Приказом Минэнерго России от 20 марта 2019 г. № 256 порядок был изменен, и в новой редакции количество нефтяного сырья определялось в каждом налоговом периоде в единицах массы нетто в тоннах.
