О правовых аспектах модернизации российской налоговой системы
Аннотация
В рамках настоящей статьи автор пытается наметить некоторые принципиальные линии совершенствования правового регулирования российской налоговой системы, акцентируя внимание на выявлении и способах устранения причин недостаточной эффективности сформированного на рубеже XX–XXI вв. механизма налогообложения. Сформулированные по результатам проведенного анализа выводы не претендуют на безупречность, однако могут послужить почвой для дальнейшего развития научной дискуссии, направленной на выработку отвечающих экономическим реалиям налогово-правовых инструментов.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Налоги № 04/2025 |
| Страницы | 5-8 |
| DOI | 10.18572/1999-4796-2025-4-5-8 |
В условиях цифровой трансформации экономики, а также обострения геополитических противоречий налоговое законодательство Российской Федерации периодически претерпевает изменения, вызванные стремлением к адаптации механизма налогообложения к цифровой среде, а также необходимостью противодействия беспрецедентным антироссийским мерам, введенным в отношении России странами коллективного Запада.
Но дело не только в этом. Потребность в корректировке налогового законодательства обусловлена тем, что сформированная в 1990-е годы XX в. правовая модель налоговых отношений довольно быстро утратила свою эффективность по причине нехватки правового инструментария, обеспечивающего связку между налогами и гарантируемыми Конституцией РФ общественными благами, недостатка в применении предоставительно-обязывающего метода регулирования налоговых отношений, отсутствия необходимых правовых средств антиофшорного регулирования и контроля за движением капитала и т.д. В результате процесс внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ (НК РФ) приобрел перманентный характер.
В Послании Федеральному собранию от 29 февраля 2024 г. Президент РФ подчеркнул важность модернизации фискальной системы государства посредством внедрения правовых инструментов, призванных обеспечить более справедливое распределение налогового бремени, сократить неравенство не только в обществе, но и в социально-экономическом развитии субъектов Федерации.
Учитывая обозначенные направления, в 2024 г. в Налоговый кодекс РФ были внесены соответствующие поправки, касающиеся установления прогрессивной шкалы подоходного налогообложения, применения инвестиционных налоговых вычетов при исчислении налога на прибыль организаций, введения амнистии за дробление бизнеса, конкретизации элементов юридического состава налога на доходы от операций с криптовалютой и др.
Несмотря на то что, по мнению Минфина России, ожидания от внесения новаций в налоговое законодательство в целом оправдались, очередной этап донастройки налоговой системы не позволил справиться с рядом серьезных, требующих разрешения проблем, давно возникших в сфере налогово-правового регулирования. К их числу относятся: развитие в государстве параллельной, в обход Налогового кодекса РФ, фискальной системы; изменения в правоприменительной практике по нормам, которые не претерпели изменений; разнонаправленность действий фискальных органов; появление параллельных правовых институтов регулирования налоговых отношений и т.д. Помимо изложенного, на фоне активного внедрения альтернативных правовых инструментов разрешения налоговых споров не утрачивает актуальности проблема снижения налоговой конфликтности.
