Таможня как ключевое звено в иерархии таможенных учреждений Российской империи
Аннотация
Статья посвящена истории таможенного дела, отпочковавшегося в отдельную отрасль государственного управления — единую централизованную систему таможенных органов, где полномочия по осуществлению в том числе фискальной функции были предоставлены таможням — складским (первого класса), главным (второго класса), декларационным (третьего класса) и контрольным (четвертого класса), которые в пределах своих компетенций осуществляли взимание или взыскание таможенных пошлин, исчислявшихся на основе досмотровых росписей по единым нормам налоговых изъятий, не подлежавших изменениям в зависимости от чина конкретного лица в «Табели о рангах», вида собственности на имущество и капитал, типа договора купли-продажи, курса национальной валюты и формы расчетов по экспортно-импортным операциям.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Таможенное дело № 04/2025 |
| Страницы | 28-37 |
| DOI | 10.18572/2071-1220-2025-4-28-37 |
Таможенное дело, выделившееся в Российской империи в самостоятельную отрасль государственного управления, располагало к началу XIX столетия высококвалифицированными кадрами и многофункциональным инструментарием, способными обеспечивать надлежащую рационализацию товарной структуры привоза и отпуска товаров, приемлемую защиту отечественных фабрик, заводов и мануфактур от нежелательной конкуренции со стороны иностранных товаров по цене, качеству и издержкам, стабильное перечисление таможенного дохода в бюджет государства, поддержание положительного сальдо торгового баланса и курса национальной валюты, противодействие контрабандному промыслу.
1. Организация таможенного дела
Практика применения Таможенных уставов 1755, 1819, 1832, 1857, 1892, 1904 и 1910 гг. позволила выработать организационную структуру управления таможенным делом, апробированную в период действия Таможенных тарифов 1757, 1766, 1782, 1797, 1811, 1816, 1819, 1822, 1841, 1850, 1857, 1868, 1891, 1894, 1903 и 1906 гг. на территории Российской империи (рис. 1).
Как видим, непосредственное руководство таможенным делом в Российской империи перешло в результате реформы государственного управления (1802–1811 гг.) в ведение Министерства финансов, что способствовало формированию единой системы таможенных органов, включавшей: Департамент внешней торговли (с 1864 по 1918 гг. — Департамент таможенных сборов), таможенные учреждения (таможни, заставы, переходы, посты и участки), таможенные округа и пограничную стражу — специальный род войск, сформированный в целях противодействия контрабандному промыслу.
Базовый принцип назначения руководителей конкретных подразделений, входивших в систему таможенных органов, был сформулирован в Таможенном уставе 1819 г. предельно требовательно: «Со дня издания сего Положения по прошествии одного года ни в какие высшие таможенные должности, каковы: начальники округов, управляющие таможен и их заместители, не может быть определен никто, ежели не служил по таможенной части» (ч. V «О чиновниках, их должностях, правах и обязанностях», гл. 1 «О таможенных чиновниках вообще», § 503).
