Государственные таможенные услуги: классификация и правовая природа
Аннотация
В статье проводится комплексный анализ правовой природы и сущностных характеристик государственных таможенных услуг в Российской Федерации. Автор исследует доктринальные подходы к определению понятия «государственная таможенная услуга», выявляет ее системообразующие признаки и проводит многоаспектную классификацию. Особое внимание уделяется соотношению публично-правового и частноправового начал в процессе оказания таможенных услуг, а также их роли в оптимизации таможенного администрирования и стимулировании внешнеэкономической деятельности. На основе критического осмысления действующего законодательства и научной литературы доказывается комплексный характер данного института и обосновывается необходимость его дальнейшей модернизации и цифровизации в контексте построения «сервисной» таможни.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Таможенное дело № 04/2025 |
| Страницы | 19-23 |
| DOI | 10.18572/2071-1220-2025-4-19-23 |
Эффективность осуществления внешнеэкономической деятельности хозяйствующими субъектами находится в прямой корреляционной зависимости от результативности функционирования таможенных органов. Последние выступают ключевым публичным институтом, обеспечивающим легитимацию трансграничного перемещения товаров. В рамках избранной государственной политики выстраивания взаимодействия между участниками ВЭД и таможенным регулятором данная взаимосвязь приобретает существенное значение не только в сфере прямого таможенного администрирования, но и в контексте оказания государственных таможенных услуг, направленных на упрощение международной торговли.
Нормативно-функциональное отражение услуг, предоставляемых таможенными органами, их исчерпывающий перечень, виды и административные процедуры оказания регламентированы рядом административных регламентов ФТС России, которые подвержены систематической актуализации в соответствии с изменяющимися экономическими условиями и международными стандартами. Регламенты фиксируют не только перечень услуг, но и устанавливают к ним обязательные требования, включая стандарты качества, сроки и порядок предоставления.
В настоящий момент можно констатировать, что ведомственно утверждаемые перечни не могут считаться исчерпывающими в свете распространения международной практики построения «сервисной» таможни. В данном контексте рационально, по мнению автора, расширить толкование таможенной услуги, включающее в себя любые виды деятельности таможенных органов, опосредованные таможенной спецификой, которые направлены на повышение социально-экономической ценности ВЭД и удовлетворение интересов ее участников, а также государства в целом.
В действующей редакции административных регламентов, связанных с таможенной деятельностью, к числу государственных таможенных услуг отнесены следующие виды деятельности:
1. Принятие предварительных решений:
