Инвестиционно-инновационная политика с участием новых организационно-правовых форм технологических компаний
Аннотация
Достижение технологического суверенитета стало одной из ключевых идей национального развития. Реализация этой идеи обусловлена качеством государственной инвестиционно-инновационной политики и созданием необходимых условий для технологического предпринимательства, которое имеет достаточный ресурс для генерации эффектов экономической безопасности и технологического суверенитета. Несмотря на значительные усилия, направленные на развитие технологических компаний, включая МТК, полученные результаты недостаточны. Доминирование государства в процессах обеспечения технологического роста на текущем этапе развития и в предлагаемых обстоятельствах обеспечивает устойчивость развития, но требует новых управленческих решений и инструментов как на общестрановом уровне, так и на уровне вовлеченности регионов.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Юридический мир № 12/2025 |
| Страницы | 45-49 |
| DOI | 10.18572/1811-1475-2025-12-45-49 |
Инвестиционно-инновационная политика государства является одним из ключевых условий технологического развития и достижения технологического суверенитета. Как объект государственного управления и правового регулирования это направление конструируется на сочетании и содержательном единстве политики, инноваций и инвестиций.
Инвестиции представляют собой различной временной протяженности размещение капитала в форме вложений (затрат) и затрат на прирост оборотного капитала. Оборот инвестиций и их эффективное использование образуют суть инвестиционной политики. Термин «инвестиция» широко используется действующим законодательством, включая его нормативную дефиницию, формируемую на сочетании двух составляющих: перечисление инструментов инвестирования и цели вложений.
Инвестиционная политика не имеет единого нормативного закрепления и позиционируется, как правило, применительно к отдельным видам деятельности: инвестиционная политика в области электроэнергетики, государственной охраны объектов культурного наследия, охраны и использования животного мира и др. Но в любом случае инвестиционная политика всегда сориентирована на обеспечение устойчивого развития конкретной области государственного управления и регулирования посредством создания благоприятных условий экономической деятельности через вовлечение инвестиций, рациональное использование ресурсной базы и развитие инноваций. Инвестиционная политика включена в объем полномочий Правительства Российской Федерации.
Термин «инновация», с одной стороны, широко используется действующим законодательством. С другой стороны, его определение либо не предлагается, либо привязано, как правило, к конкретному направлению инновационной деятельности (например, цифровые инновации). Обобщающим можно полагать понятие инновации, предложенное в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее – Закон № 127-ФЗ), которое, во-первых, сориентировано на нечто новое или улучшенное нечто уже известное (продукт, метод, процесс, организационное решение и проч.); во-вторых, имеет конкретное прикладное содержание, поскольку нечто новое может рассматриваться как инновация только в связи с его введением в употребление. Инновационная политика как направление государственно значимой деятельности и объект правового регулирования также определена Законом № 127-ФЗ.
Роль государства в инновационных процессах усиливается и усложняется: если на первоначальном этапе идентификации инновационной политики как специфического направления государственной деятельности роль государства состояла в официальном признании значимости этого направления развития, что создавало основу его финансирования и создания инновационной среды, то на текущем этапе изменений государство неизбежно включается в непосредственное руководство изменениями посредством определения приоритетного развития отдельных отраслей и технологий, создания необходимых организационно-правовых механизмов межотраслевой кооперации, создания инфраструктуры, обеспечения спроса на новые или усовершенствованные технологии и продукты, включая госзаказ (в том числе путем формирования комплекса условий и факторов, которые «приучают» к инновациям и, буквально, делают неизбежным их использование («заставляют» их использовать)). Именно государство выступает ключевым заказчиком и интересантом инноваций, выстраивая политику технологического развития и обеспечивая, тем самым, социально-экономическое развитие и национальную безопасность.
