Антикоррупционная экспертиза органов прокуратуры как инструмент обеспечения экономической безопасности
Аннотация
В статье рассматривается роль и значение, а также подходы совершенствования механизма антикоррупционной экспертизы, проводимой органами прокуратуры, как превентивного механизма в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Анализируется правовая основа, полномочия прокуроров и конкретные примеры влияния экспертизы на устранение коррупционных рисков в сфере экономических правоотношений.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Юридический мир № 12/2025 |
| Страницы | 41-44 |
| DOI | 10.18572/1811-1475-2025-12-41-44 |
Экономическая безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности и предполагает защиту экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Одним из ключевых явлений, препятствующих эффективному социально-экономическому развитию, является коррупция. Она деформирует рыночные механизмы, подрывает доверие к государственным институтам и создает угрозу для стабильного функционирования экономики. В этой связи первостепенное значение приобретают не только меры по борьбе с уже совершенными коррупционными преступлениями, но и превентивные механизмы, направленные на устранение самих причин и условий их возникновения.
Центральное место среди таких механизмов занимает антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (далее – НПА) и их проектов. Правовую основу данной деятельности составляют Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и, в особенности, Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Органы прокуратуры наделены особыми полномочиями в этой сфере, выступая ключевым государственным институтом, обеспечивающим выявление и устранение коррупциогенных факторов на всех уровнях правотворчества.
Органы прокуратуры занимают уникальное положение в системе субъектов антикоррупционной экспертизы. В соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о прокуратуре Российской Федерации) прокуроры проводят экспертизу НПА, издаваемых федеральными, региональными и муниципальными органами власти, а также их должностными лицами. Эта деятельность не является формальной проверкой, а представляет собой целенаправленный надзор за законностью правотворческого процесса с целью защиты публичных интересов. Поэтому применение антикоррупционной экспертизы в работе прокуратуры имеет свои особенности. Во-первых, это необходимость постоянного мониторинга изменений в законодательстве и экономической ситуации, что требует высокой квалификации сотрудников. Во-вторых, антикоррупционная экспертиза должна быть инициативной: органы прокуратуры не только реагируют на уже совершенные преступления (внесение требования на принятые НПА), но и предотвращают возможные коррупционные риски (внесение требования на проекты НПА). Это требует от должностных лиц органов прокуратуры не только юридических знаний, но и понимания экономических процессов.
Антикоррупционная экспертиза включает в себя различные методы и инструменты, направленные на выявление и предотвращение коррупционных правонарушений. Основными из них являются анализ законодательных инициатив и нормативных актов на предмет их коррупциогенности, проведение проверок, а также мониторинг деятельности государственных органов и организаций. Применение современных информационных технологий, таких как системы анализа больших данных и электронные базы данных, позволяет прокуратуре более эффективно выявлять закономерности и риски, связанные с коррупцией. Также важным инструментом является взаимодействие с другими государственными органами и общественными организациями, что способствует формированию комплексного подхода к борьбе с коррупцией.
Тем самым, механизм работы прокуратуры заключается в выявлении в текстах документов коррупциогенных факторов – положений, которые создают почву для злоупотреблений. Такие факторы формально регулируют общественные отношения и рассчитаны на однократную реализацию, но на практике снижают эффективность воздействия на общественные отношения.
