Дата публикации: 04.12.2025

Нравственное и правовое воспитание молодёжи как ключевой элемент профилактики неонацистской и экстремистской идеологии

Аннотация

В современных условиях роста идеологического экстремизма и неонацистских настроений среди молодежи профилактика радикальных идеологий становится приоритетной задачей государства. В статье анализируются правовые и педагогические аспекты нравственного и правового воспитания как основных средств противодействия экстремистским идеям. Особое внимание уделено конституционным ценностям, положениям Федерального закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», концепции духовно-нравственного развития и федеральным образовательным стандартам. Рассматривается роль формирования правовой культуры и нравственных ценностей у подрастающего поколения. Предложены практические рекомендации по интеграции программ правового просвещения и нравственного воспитания в образовательную практику для укрепления устойчивости молодежи к экстремистской пропаганде.




Актуальность темы обусловлена нарастающей угрозой идеологического экстремизма и неонацистских настроений, особенно среди молодежи. По данным МВД России, до 80% участников экстремистских группировок составляют лица в возрасте до 30 лет, что подчеркивает важность целенаправленной работы с молодежью. Современное молодое поколение подвержено влиянию идеологий ненависти, которые распространяются через интернет-ресурсы и социальные сети. Формирование устойчивости молодежи к радикальным идеям требует комплексной системы воспитания, сочетающей гражданско-патриотическое, духовно-нравственное и правовое образование.

В основе исследования лежат анализ нормативных правовых актов и концептуальных документов, изучение научных источников по проблеме, а также сопоставление российского и зарубежного опыта. В ходе работы использованы методы юридического анализа, системного и сравнительного подхода.

Конституция Российской Федерации формулирует фундаментальные ценности общества – права и свободы человека, основы государственного строя и общественного устройства, на которые экстремистские идеологии прямо посягают. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Федеральный закон № 114-ФЗ) содержит юридическое определение экстремистской деятельности и перечень ее проявлений, включая возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни и пропаганду нацизма.

Методология исследования основана на анализе юридических норм, нормативных документов и научной литературы в области образования и права, а также на применении сравнительного и системного подходов.

Нравственное воспитание молодежи направлено на формирование системы моральных ценностей, норм и правил поведения, основанных на уважении к жизни и достоинству человека. В образовательной среде и семье закладываются базовые духовно-нравственные установки: уважение к родине, трудолюбие, милосердие, терпимость. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей». Нравственное образование способствует выработке у школьников и студентов критического отношения к экстремистской идеологии: они учатся осознавать недопустимость насилия, ксенофобии и религиозной нетерпимости. Морально-нравственные ценности, такие как дружба между народами и забота о ближнем, формируют барьер против идей ненависти. Патриотическое воспитание, включающее знание истории Отечества и особенно борьбы с фашизмом в годы Великой Отечественной войны, выстраивает у молодежи негативное отношение к нацизму. Важно отметить, что нравственное воспитание подкрепляется государственными программами. В частности, Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в которой особое внимание уделено формированию гражданской позиции и духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. Таким образом, нравственное воспитание создает ценностные ориентиры, противоречащие идеологиям экстремизма, и является основой профилактики радикализации и неонацизма.

Список литературы

1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Москва : Просвещение, 2009. 29 с.

Остальные статьи