Соотношение публичных нормативных правовых и локальных нормативных правовых актов в транспортной сфере: практический аспект
Аннотация
Вопрос о соотношении локальных нормативных правовых актов и публичных нормативных правовых актов в транспортной сфере вызывает многочисленные затруднения на практике. На примере Правил перевозки одной из авиакомпаний делается вывод о юридической силе положений локальных нормативных правовых актов, а также содержании правоотношения по перевозке пассажиров, а именно: правах и обязанностях участников транспортных правоотношений.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Юридический мир № 12/2025 |
| Страницы | 20-24 |
| DOI | 10.18572/1811-1475-2025-12-20-24 |
Вопрос о соотношении публичных нормативных правовых актов и локальных нормативных правовых актов применительно к транспортно-логистической деятельности в последние годы получил особый импульс изучения. Такое внимание предопределено ростом количества споров, связанных с тем, что субъекты транспортной деятельности в рамках осуществления перевозочного процесса руководствуются своими внутренними правилами по перевозке пассажиров, которые по содержанию в ряде случаев не соответствуют нормам федерального законодательства. В этой связи представляется целесообразным на теоретическом уровне обратиться к понятию локального нормативного правового акта с целью определения его соотношения с иными актами и, следовательно, разрешения спорных вопросов, возникающих на практике между транспортными организациями и их клиентами.
Вопрос о трактовании содержания понятия «локальный нормативный правовой акт» является предметом изучения юристов на протяжении уже длительного времени. Еще в дореволюционный период Ю.С. Гамбаров говорил о так называемой «законодательной автономии», которая находится под контролем и зависимостью государственной власти. C.И. Архипов отмечал, что в локальных актах закрепляются «условия деятельности отдельных предприятий (организаций)». Руководствуясь признаками «правового пространства», предложенными Ю.А. Тихомировым, можно заключить, что локальными нормативными правовыми актами юридические лица устанавливают специфическое локальное правовое пространство. При этом всеми авторами отмечается, что локальный нормативный правовой акт занимает нижнюю ступень в системе права.
Одним из ключевых вопросов для уяснения правовой природы локального нормативного правового акта является определение его круга действия по лицам. Ряд ученых полагает, что локальные акты распространяются на неопределенный круг лиц, т.е. характеризуются абстрактно-неиндивидуальным содержанием. Другие полагают, что локальные акты могут приниматься только корпоративными организациями (так называемые «корпоративные акты»), которые распространяются только на участников организации, вынесшей такой акт. Представленные подходы свидетельствуют об отсутствии в теории государства и права прочной теоретической базы в отношении локальных нормативных правовых актов.
Однако необходимость ведения дальнейших прикладных разработок в сфере транспортно-логистической деятельности предопределяет возможность сделать следующие выводы. Представляется, что сведение содержания понятия «локальный нормативный правовой акт» исключительно к одной сфере (например, сфере корпоративного регулирования или трудового права в силу закрепления данного термина в ст. 8 ТК РФ) не представляется правильным. В научной литературе существуют разные подходы к трактованию того, что может определяться как локальный нормативный правовой акт. В частности, интересен взгляд Ю.Г. Лесковой об отнесении стандартов и правилсаморегулируемых организаций (СРО), а также актов органов СРО, имеющих внутриорганизационный характер как «актов саморегулирования», к таковым. Тем самым, исходя из вышеизложенных признаков локальных нормативных правовых актов, можно заключить, что издаваемые субъектами транспортно-логистической деятельности акты будут признаваться локальными нормативными правовыми актами тогда, когда они неперсонифицированы, т.е. обладают общим характером, содержат определенные предписания или правила поведения. Иными словами, локальный нормативный акт – это нормативное предписание, принятое на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующее их внутреннюю жизнь. Данные акты издаются субъектами транспортно-логистической деятельности в силу прямого указания закона или подзаконного нормативного правового акта. Тем самым можно говорить о том, что государство как бы «делегировало» специальным субъектам возможность устанавливать правила поведения в определенной сфере, в которой такой субъект осуществляет свою деятельность на профессиональной основе.
