Назначение уголовного судопроизводства по УПК Российской Федерации и некоторых государств — членов СНГ
Аннотация
В статье представлен анализ уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и некоторых других государств — членов Содружества Независимых Государств в части положений закона, регламентирующих назначение и задачи уголовного судопроизводства, проведено сравнительное исследование и определены направления совершенствования законодательства Российской Федерации. Из учены мнения ученых о назначении уголовного судопроизводства, приведены точки зрения о задачах уголовного судопроизводства. Ут очнение назначения уголовного судопроизводства либо его расширенная формулировка необходимы с учетом законных интересов лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство и потребностей государства в современных условиях. Сделаны выводы о необходимости определения социального назначения уголовного судопроизводства.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Международное уголовное право и международная юстиция № 04/2025 |
| Страницы | 31-34 |
| DOI | 10.18572/2071-1190-2025-4-31-34 |
Уголовное судопроизводство является сферой правоотношений, которые затрагивают права и свободы личности, ограничивают их и связаны с вторжением в сферу личной жизни человека и гражданина.
В современном государстве и обществе права и свободы гарантируются и охраняются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Степень уважения и признания прав определена правовым государством и подтверждает уровень развития страны, социального значения принципов как конституционных, так и иных отраслевых принципов законодательства. Несмотря на признание прав и свобод высшей ценностью и регламентированную обязанность их соблюдения и обеспечения государственными органами и должностными лицами, допустимо и ограничение прав в уголовном судопроизводстве. Ограничение конституционных прав возможно в соответствии c основаниями и порядком, установленными в законе. Это обусловлено необходимостью изобличения лица, совершившего преступление, осуществления уголовного преследования в отношении указанного лица, применения мер процессуального принуждения, производства следственных, процессуальных, судебных действий и в целом для достижения назначения уголовного судопроизводства.
Вместе с этим в современных условиях изменения характера преступности, складывающейся политической ситуации, в связи с возникающими внутренними и внешними угрозами меняются и представления о назначении уголовного судопроизводства, отвечает ли оно в должной мере законным интересам участников уголовного судопроизводства, интересам государства, имеющего публичные цели уголовного преследования. В этой связи следует еще раз проанализировать положения закона о назначении уголовного судопроизводства, сформулированное законодателем в ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ), изучить подобные положения уголовно-процессуального закона некоторых других государств СНГ для сравнительного правового анализа и поиска путей совершенствования положений закона, определяющих назначение уголовного судопроизводства в Российской Федерации, отвечающего потребностям лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство, и интересам государства.
Действующий уголовно-процессуальный закон определяет назначение уголовного судопроизводства в двух направлениях: 1) защита интересов потерпевшего от преступления и возмещение вреда; 2) недопустимость осуждения лица, невиновного в совершении преступления, если это произошло — полное возмещение вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования, ограничения прав, осуждения.
С данными нормативными предписаниями напрямую соотносятся положения ст. 11 УПК РФ. В соответствии с ними следователь, дознаватель, суд обязаны не только разъяснять права и обязанности участникам уголовного судопроизводства, но и обеспечивать возможность их использования. А также возмещать вред в рамках главы 18 УПК РФ, устанавливающей правовую регламентацию реабилитации лица от незаконного уголовного преследования, осуждения.
