Ответственность за результаты применения технологии искусственного интеллекта на финансовом рынке
Аннотация
В первой половине июля 2025 г. Банком России было опубликовано Информационное письмо Банка России от 9 июля 2025 г. № ИН-016-13/91 «О Кодексе этики в сфере разработки и применения искусственного интеллекта на финансовом рынке»*. Анализируя процесс внедрения технологии искусственного интеллекта (далее — ИИ) для применения на российском финансовом рынке, можно констатировать переход от этапа разработки нормативноправовой и технологической основы применения ИИ к активному внедрению, что, безусловно, требует унифицированного подхода к решению вопроса ответственности за действия и решения ИИ. С принятием Кодекса этики в сфере разработки и применения искусственного интеллекта на финансовом рынке (далее — Кодекс) Банк России сделал первый шаг к унификации этих подходов. Итак, кто же несет ответственность за результаты применения технологии ИИ на финансовом рынке? Есть ли у клиента финансовой организации возможность выбора — применять или не применять для осуществления операции клиента технологии ИИ? Повлияет ли этот выбор на распределение ответственности за результаты применения технологии? Именно эти вопросы будут предметом исследования в настоящей статье.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Гражданское право № 06/2025 |
| Страницы | 40-42 |
| DOI | 10.18572/2070-2140-2025-6-40-42 |
Как отмечается в опубликованном на официальном сайте Банка России дайджесте «Основные направления развития финансовых технологий на период 2025–2027», Банк России планомерно разрабатывает и внедряет инфраструктурные решения с целью содействия росту доступности и качества финансовых услуг, повышению уровня конкуренции на финансовом рынке, а также снижению рисков и издержек в финансовой сфере. В продолжение этой тенденции Банк России разработал и опубликовал упомянутый выше Кодекс.
Сам по себе интерес и усилия Банка России в части регулирования использования ИИ в финансовом секторе неслучайны. Как отмечают современные исследователи, самый высокий уровень внедрения искусственного интеллекта наблюдается именно в секторе финансовых услуг. Таким образом, можно констатировать переход к практическому применению технологии ИИ в финансовой сфере.
Как и любой вид общественных отношений, отношения, связанные с разработкой, обучением и внедрением ИИ, нуждаются в нормативно-правовом регулировании как на уровне федерального законодательства, так и на уровне отраслевого регулирования. В настоящий момент можно с уверенностью сказать о создании в Российской Федерации основ комплексной системы нормативно-правового регулирования общественных отношений, связанных с использованием технологии ИИ.
В 2019 г. была утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г. (далее — Стратегия). На тот момент Стратегия давала оценку уровня развития ИИ в России и в мире; сформулировала основные цели, задачи, а также принципы развития и использования ИИ, описывала механизмы реализации Стратегии. Одной из обозначенных целей было создание комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием обозначенной технологии. На тот момент Стратегия не раскрывала подходов к созданию данной системы и ограничилась декларированием обозначенной цели. Вопросы ответственности в Стратегии на тот момент рассмотрены не были.
Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2024 г. № 124 в Стратегию были внесены важные изменения и дополнения, одним из которых является появление раздела, посвященного описанию механизмов создания комплексной системы нормативно-правового регулирования общественных отношений, связанных с развитием и использованием технологии ИИ и обеспечения безопасности применения этих технологий. Указанный раздел Стратегии декларирует необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования в части, касающейся взаимодействия человека с ИИ, устранения излишних нормативных барьеров, а также распространения на эти отношения этических норм. На данном этапе были сформулированы основные принципы нормативно-правового регулирования обозначенных выше общественных отношений. Были заявлены принципы безопасности и гуманизма, уважения автономии воли человека, недискриминации, квалифицированной экспертной оценки и риск-ориентированный подход. Важным нововведением и, если можно так сказать, достижением является то, что в своей текущей редакции Стратегия сформулировала принцип ответственности, не допускающий делегирования системам ИИ нравственного выбора, а также ответственности за последствия принятия решений. Субъектом ответственности, согласно подп. е) п. 51 (10) Стратегии «должно выступать лицо, признаваемое субъектом ответственности в соответствии с законодательством РФ».
