Специфика заключения и исполнения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
Аннотация
В статье проанализирована процедура заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, особое внимание обращено на формирование условий договора о цене и порядке определения объема отходов. Автором исследованы основные обязанности собственников отходов и регионального оператора, в том числе по содержанию контейнерных площадок, рассмотрены правила накопления отходов, выявлена специфика договорной конструкции с садовыми товариществами, подчеркнута разница в части исполнения договора для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. В работе предложены основные направления совершенствования законодательства в сфере оказания обозначенной услуги.
| Тип | Статья |
| Издание | Гражданское право № 06/2025 |
| Страницы | 24-27 |
| DOI | 10.18572/2070-2140-2025-6-24-27 |
Совершенствование системы обращения с отходами выступает одной из базовых задач в рамках стратегии развития любого государства. Результаты применения разработанных в данной области программ затрагивают различные сферы экономики и общественной жизни. Правовые основы построения процесса обращения с отходами производства и потребления являются достаточно важным звеном в составе комплекса мер по охране окружающей среды. В свою очередь, коммунальное обслуживание, включающее узловые механизмы осуществления названного вида деятельности, представляет собой сложную, многоуровневую и разветвленную систему с разнородным составом участников (помимо различных по статусу потребителей и исполнителей услуг в процесс их оказания прямо либо косвенно вовлечены субъекты, управляющие многоквартирными домами, региональные операторы, надзорные органы и пр.). Как следствие, правовые связи, возникающие в этом секторе жилищной сферы, имеют отличную правовую природу и требуют, с одной стороны, комплексного, а с другой — дифференцированного подхода при осуществлении правового регулирования.
Договоры по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) занимают особое место в структуре жилищно-коммунального хозяйства. В целом отходы производства и потребления представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе потребления, производства, выполнения работ, оказания услуг и предназначены для удаления. Под ТКО же понимаются отходы, образующиеся в процессе потребления, и товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, а также подобные по составу отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эпидемиологически безопасные медицинские отходы.
Потребность сочетания публичных и частных интересов наложила отпечаток на сложившуюся в отрасли систему правового регулирования такого рода отношений. Начало реформированию в этом секторе общественных отношений было положено принятием Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», положения которого неоднократно подвергались актуализации. Базовый акт прежде всего направлен на предотвращение вредоносного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. Значимые аспекты процесса обращения ТКО, как то: учет их объема или массы; требования к объектам обработки, размещения, утилизации; обустройство мест (площадок) накопления отходов и прочие, регламентированы отдельными подзаконными нормативными актами. Специфика взаимодействия с собственниками ТКО как потребителями коммунальной услуги закреплена в жилищном законодательстве. Появление новых Правил обращения с ТКО (Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2025 г. № 293 «О порядке обращения с твердыми коммунальными отходами») (далее — Правила) свидетельствует о постоянной модернизации института обращения отходов, уже прошедшего несколько этапов по пути своего становления и развития. Несмотря на постоянное обновление, результативность принятых мер не достигла желаемого уровня и требует внесения своевременных корректив для их эффективного применения, в том числе в части построения сопровождающей услугу договорной конструкции. Ряд авторов видит причину проблем в несоответствии подзаконной нормативной базы основным направлениям государственной политики в сфере обращения с отходами, согласно которым должна выстраиваться правовая система в целом. Безусловно, правовое регулирование должно осуществляться в соответствии с концептуальной основой, заложенной в этих целях в стратегических документах отрасли. Но вместе с этим должное внимание следует уделить и отдельным деталям нормирования, в том числе специфике субъектного состава, обуславливающей особенности заключения и исполнения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, содержательному наполнению договорной конструкции и другим ее элементам.
Двойственная природа отношений, несомненно, находит свое отражение в ходе договорного регулирования. Не случайно основные судебные споры в этой сфере касаются вопросов обязательности заключения договора, процедуры согласования его условий, определения цены и порядка расчета объема ТКО.
Региональные операторы, привлекаемые с целью оказания услуги по обращению с ТКО, функционируют на определенной территории на основании соглашения об организации их деятельности с органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с территориальной схемой и региональными программами в области обращения с отходами.
