К вопросу о правовой природе машино-мест и некоторых особенностях правового регулирования
Аннотация
В статье исследованы различные теоретические подходы к правовой природе машино-мест, проанализирована сложившаяся правоприменительная практика, в результате чего выявлены отличительные черты машино-мест. Обозначена необходимость правового регулирования отдельных вопросов, не нашедших законодательного закрепления, связанных с участием собственников машино-мест в управлении общим имуществом многоквартирного дома и необходимостью несения бремени расходов на содержание общего имущества.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Гражданское право № 06/2025 |
| Страницы | 16-19 |
| DOI | 10.18572/2070-2140-2025-6-16-19 |
Длительное время в науке гражданского права ведется дискуссия о правовой природе машино-мест подземных и наземных паркингов, расположенных в зданиях, строительство которых отдельно оплачено участниками долевого строительства. Такая дискуссия обусловлена различными взглядами ученых и практиков на такие, казалось бы, устоявшиеся в гражданском праве понятия, как «вещь», «имущество», «недвижимость», «объекты гражданских прав». Законодатель не дает развернутого определения этим понятиям, он разработал категории вещных прав, способы возникновения правомочий собственника, закрепил перечень объектов гражданских прав и некоторые признаки недвижимых вещей. Однако с учетом сложившейся практики возникла объективная потребность обособить машино-места для того, чтобы они были на законных основаниях включены в гражданский оборот, т.е. отнести машино-место к вещи, имуществу, объекту недвижимости, определив правовой режим.
В научной литературе отмечается, что одним из признаков вещи является ее дискретность, т.е. наличие четко определенных границ. Вещь — это объект материального мира. То, что не является объектом материального мира и не отвечает определенным характеристикам, не является вещью в буквальном смысле, однако и то, что не отвечает характеристикам вещи, может быть введено в гражданский оборот по воле законодателя.
Даже если не признавать машино-место вещью, то это вовсе не исключает возможность признания его объектом. В физическом смысле машино-место — это часть помещения, т.е. у машино-мест как таковых отсутствует признак дискретности, но следует заметить, что с естественной точки зрения земельные участки тоже не имеют границ, они физически также не обособлены (земля — это часть суши), но земельный участок является полноценным объектом недвижимости, поскольку воля людей направлена на его юридическое обособление и, как следствие, на признание возможности абсолютного обладания им.
Объекты недвижимости нельзя определять только по их естественным качествам. Первостепенными должны быть их социальное назначение и интересы экономического оборота. Все то, что можно индивидуализировать и обособить, описав его параметры, присвоив кадастровый номер, как правило, включается в гражданский оборот. Кадастровый учет необходим, чтобы определить границы пространства и то, что его заполняет.
Понятие «недвижимость» впервые было упомянуто еще в 1714 г., когда Петр I подписал Указ «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах». Указ упорядочил вопросы оборота недвижимого имущества и, в частности, запрещал собственнику земельного участка проводить сделки с землей, направленные на его отчуждение. По мере развития и совершенствования гражданского законодательства и вовлечения новых объектов в гражданский оборот перечень недвижимого имущества значительно расширился, и в настоящее время среди объектов недвижимости с учетом их функционального назначения выделяют: жилой фонд; нежилой фонд; природные объекты предприятия; единый недвижимый комплекс; воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. На все недвижимое имущество установлен специальный правовой режим.
