Зарубежный опыт правового регулирования результатов интеллектуальной деятельности с применением искусственного интеллекта
Аннотация
В статье рассмотрены основы разработки общей нормативной платформы правового регулирования объектов интеллектуальной собственности, созданные при участии искусственного интеллекта, на примере деятельности международных организаций, блоковом взаимодействии и опыта отдельных государств. Основу исследования составляют системный анализ и сравнительно-правовой метод. Автор констатирует необходимость применения накопленного международного опыта для информационной трансформации идеи юридического закрепления прав авторства на объекты интеллектуальной собственности, созданные без участия человека. Исследование охватывает подходы США, стран ЕС, Китая, Великобритании, Японии и других юрисдикций, а также международные инициативы в данной сфере. Выявлены ключевые тенденции: доминирование концепции человеческого творческого вклада, внедрение обязательной маркировки контента, формирование двух моделей регулирования (жесткой и гибкой), а также переход от этических стандартов к законодательным нормам.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Безопасность бизнеса № 04/2025 |
| Страницы | 33-39 |
| DOI | 10.18572/2072-3644-2025-4-33-39 |
Стремительное развитие технологий искусственного интеллекта (далее – ИИ) революционизировало процесс создания интеллектуальной продукции, породив принципиально новые правовые вызовы. Более 80 стран разработали концептуальные документы, определяющие рамки и принципы регулирования цифровых технологий, однако правовой статус результатов интеллектуальной деятельности, созданных ИИ, остается одной из наиболее дискуссионных проблем современного права. Отсутствие консенсуса в вопросе авторско-правовой субъектности ИИ создает правовую неопределенность для создателей, пользователей и правообладателей.
В Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (далее – Указ Президента РФ «О развитии искусственного интеллекта»), прогнозируется ожидаемый рост технологических решений, разработанных на основе ИИ. Европейский союз (далее – ЕС), в свою очередь, в рамках цифровой повестки ставит задачу достижения к 2030 г. цифровых амбиций в части вовлечения представителей бизнеса в использование технологий ИИ до 75%.
При этом возникает проблема конкурирования ИИ с творческим потенциалом человека при создании объектов интеллектуальной деятельности.
Выделим основные теоретические подходы к установлению авторства произведений, созданных с участием ИИ. Во-первых, это формирование критериев творческого вклада человека. Доминирующей парадигмой в мировой практике остается концепция, согласно которой автором может быть исключительно физическое лицо, внесшее творческий вклад в создание произведения. Данный подход закреплен в законодательстве США, Канады, Австралии и большинства стран ЕС. В американском Законе об авторском праве прямо указано, что охрана предоставляется «оригинальным авторским произведениям, созданным человеком», объекты, созданные без творческого участия человека, являются объектами общественного достояния, а не авторского права.
Во-вторых, продвижение инструментальной модели ИИ, когда последний рассматривается как инструмент в руках человека-творца, аналогичный фотоаппарату или кисти. Наиболее последовательно эта модель реализована в Великобритании. В Законе «Об авторском праве, промышленных образцах и патентах» закреплено, что «в случае создания литературного, драматического, музыкального или художественного произведения с помощью компьютера автором считается лицо, с помощью которого осуществляются мероприятия, необходимые для создания произведения».
