Правовая неопределенность статуса «информационный посредник» и риски солидарной ответственности маркетплейсов
Аннотация
Статья посвящена исследованию вопроса о возможных рисках привлечения маркетплейсов к солидарной ответственности за нарушения интеллектуальных прав, совершаемых продавцами на онлайн-площадках. Установлено, что при рассмотрении данной категории дел, в первую очередь, суды определяют правовой статус маркетплейса, а конкретно — является ли торговая площадка информационным посредником в конкретных условиях разбирательства. Авторы приходят к выводу о недостаточности перечня признаков, характеризующих статус «информационный посредник», и предлагают варианты их конкретизации. Авторами выработан ряд рекомендаций правового характера, реализация которых будет способствовать снижению риска привлечения маркетплейса к солидарной ответственности.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Безопасность бизнеса № 04/2025 |
| Страницы | 28-32 |
| DOI | 10.18572/2072-3644-2025-4-28-32 |
Современный мир торговли переживает цифровую трансформацию, а маркетплейсы стали важным элементом современного рынка. Маркетплейсы обеспечивают цифровизацию рынка, выступая посредником между покупателями и продавцами, используя при этом удобную платформу для потребителя с целью осуществления торговых операций. Онлайн-площадки, объединяющие продавцов и покупателей со всего мира, открывают новые возможности для бизнеса, однако с ростом их популярности возникает все больше вопросов, связанных с правовыми аспектами их деятельности.
Одним из наиболее острых вопросов, стоящих перед маркетплейсами и правообладателями, является проблема распространения контрафактной продукции и нарушение исключительных прав. И, как следствие, возрастает актуальность исследования вопроса о возможных рисках привлечения маркетплейсов к солидарной ответственности за нарушения, совершаемые продавцами на онлайн-площадках. Мировой опыт показывает, что данная проблема носит комплексный характер и требует всестороннего изучения. Различные страны разрабатывают свои подходы к регулированию деятельности маркетплейсов и устанавливают определенные рамки ответственности агрегаторов за нарушения исключительных прав. Вопрос о солидарной ответственности маркетплейсов позволяет детально сфокусировать внимание на проблеме привлечения маркетплейсов к ответственности в ситуации, если их деятельность напрямую не связана с продажей контрафактной продукции. Изучение обозначенного вопроса позволит выявить общие тенденции, различия в подходах и выработать эффективные стратегии для защиты интеллектуальной собственности в условиях цифрового рынка.
В настоящее время в российском законодательстве отсутствует нормативно-правовое закрепление термина «маркетплейс», и в целом законодательство в данной сфере является весьма разобщенным. В качестве основных правовых дефиниций можно назвать закрепленный в п. 13 Преамбулы Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» термин «владелец агрегатора информации о товарах (услугах)», закрепленные в ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» термины «сетевой эффект» и «цифровая платформа». Этим же законом введен специальный состав монополистической деятельности – осуществление монополистической деятельности хозяйствующим субъектом, владеющим цифровой платформой.
В научной литературе присутствует неопределенность в понятийном аппарате, предлагаются различные формулировки данного термина. В.А. Аксенов и С.В. Одинцов описывают данный термин как «онлайн-платформа, которая предлагает товары или услуги от неограниченного числа продавцов (исполнителей)», в свою очередь, В.В. Гущин отмечает, что «на практике под маркетплейсом обычно понимают онлайн-платформу владельца агрегатора в сети Интернет, позволяющую потребителю одновременно ознакомиться с предложением продавца товаров заключить договор купли-продажи товара, заключить его, а также оплатить товар в наличной или безналичной форме». И.Е. Титов приходит к выводу о синонимичности терминов «маркетплейс» и «посредническая цифровая платформа», которые предлагается ввести в разработанном Министерством экономического развития Российской Федерации проекте федерального закона «О платформенной экономике в Российской Федерации».
