Дата публикации: 04.12.2025

Правовая неопределенность статуса «информационный посредник» и риски солидарной ответственности маркетплейсов

Аннотация

Статья посвящена исследованию вопроса о возможных рисках привлечения маркетплейсов к солидарной ответственности за нарушения интеллектуальных прав, совершаемых продавцами на онлайн-площадках. Установлено, что при рассмотрении данной категории дел, в первую очередь, суды определяют правовой статус маркетплейса, а конкретно — является ли торговая площадка информационным посредником в конкретных условиях разбирательства. Авторы приходят к выводу о недостаточности перечня признаков, характеризующих статус «информационный посредник», и предлагают варианты их конкретизации. Авторами выработан ряд рекомендаций правового характера, реализация которых будет способствовать снижению риска привлечения маркетплейса к солидарной ответственности.




Современный мир торговли переживает цифровую трансформацию, а маркетплейсы стали важным элементом современного рынка. Маркетплейсы обеспечивают цифровизацию рынка, выступая посредником между покупателями и продавцами, используя при этом удобную платформу для потребителя с целью осуществления торговых операций. Онлайн-площадки, объединяющие продавцов и покупателей со всего мира, открывают новые возможности для бизнеса, однако с ростом их популярности возникает все больше вопросов, связанных с правовыми аспектами их деятельности.

Одним из наиболее острых вопросов, стоящих перед маркетплейсами и правообладателями, является проблема распространения контрафактной продукции и нарушение исключительных прав. И, как следствие, возрастает актуальность исследования вопроса о возможных рисках привлечения маркетплейсов к солидарной ответственности за нарушения, совершаемые продавцами на онлайн-площадках. Мировой опыт показывает, что данная проблема носит комплексный характер и требует всестороннего изучения. Различные страны разрабатывают свои подходы к регулированию деятельности маркетплейсов и устанавливают определенные рамки ответственности агрегаторов за нарушения исключительных прав. Вопрос о солидарной ответственности маркетплейсов позволяет детально сфокусировать внимание на проблеме привлечения маркетплейсов к ответственности в ситуации, если их деятельность напрямую не связана с продажей контрафактной продукции. Изучение обозначенного вопроса позволит выявить общие тенденции, различия в подходах и выработать эффективные стратегии для защиты интеллектуальной собственности в условиях цифрового рынка.

В настоящее время в российском законодательстве отсутствует нормативно-правовое закрепление термина «маркетплейс», и в целом законодательство в данной сфере является весьма разобщенным. В качестве основных правовых дефиниций можно назвать закрепленный в п. 13 Преамбулы Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» термин «владелец агрегатора информации о товарах (услугах)», закрепленные в ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» термины «сетевой эффект» и «цифровая платформа». Этим же законом введен специальный состав монополистической деятельности – осуществление монополистической деятельности хозяйствующим субъектом, владеющим цифровой платформой.

В научной литературе присутствует неопределенность в понятийном аппарате, предлагаются различные формулировки данного термина. В.А. Аксенов и С.В. Одинцов описывают данный термин как «онлайн-платформа, которая предлагает товары или услуги от неограниченного числа продавцов (исполнителей)», в свою очередь, В.В. Гущин отмечает, что «на практике под маркетплейсом обычно понимают онлайн-платформу владельца агрегатора в сети Интернет, позволяющую потребителю одновременно ознакомиться с предложением продавца товаров заключить договор купли-продажи товара, заключить его, а также оплатить товар в наличной или безналичной форме». И.Е. Титов приходит к выводу о синонимичности терминов «маркетплейс» и «посредническая цифровая платформа», которые предлагается ввести в разработанном Министерством экономического развития Российской Федерации проекте федерального закона «О платформенной экономике в Российской Федерации».

Список литературы

1. Аксенов В.А. Правовая природа маркетплейсов / В.А. Аксенов, С.В. Одинцов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2024. № 1. С. 5–21.
2. Ворожевич А.С. Споры по нарушениям исключительных прав на товарные знаки в маркетплейсах / А.С. Ворожевич // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2021. № 2 (32). С. 133–141.
3. Гущин В.В. Ответственность за нарушение интеллектуальных прав на маркетплейсах / В.В. Гущин // Образование и право. 2024. № 9. С. 169–173.
4. Лепешин Д.А. Ответственность маркетплейса – информационного посредника / Д.А. Лепешин, П.И. Петкилев // Цивилист. 2025. № 4 (56). С. 14–20.
5. Лоренц Д.В. Информационные посредники (провайдеры) в России и зарубежных странах: природа, сущность и типология / Д.В. Лоренц // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2020. № 5. С. 136–163.
6. Титов И.Е. Ответственность маркетплейсов за нарушение исключительных прав на товарные знаки в России и Германии / И.Е. Титов // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2025. № 2 (48). С. 97–115.

Остальные статьи