Правовое обеспечение топливно-сырьевой безопасности России во второй половине XIX – начале ХХ вв.
Аннотация
В статье представлен анализ нормативно-правовой базы самодержавной России, обеспечивающей ее топливно-сырьевую безопасность, которая, выражаясь современным языком, создавала условия установления российского экономического суверенитета.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Безопасность бизнеса № 04/2025 |
| Страницы | 22-27 |
| DOI | 10.18572/2072-3644-2025-4-22-27 |
Во второй половине XIX в. в Российской империи начался процесс трансформации экономического, политического и социального укладов. Россия порвала с феодально-крепостническим прошлым и пошла по пути буржуазных преобразований. Одна из стратегических целей касалась создания эффективной и устойчивой к различным вызовам национальной экономики. В современном понимании данный процесс можно назвать движением в сторону национального экономического суверенитета. По существу, в стране произошел процесс смены экономической парадигмы, затронувший, прежде всего, ресурсные отрасли, топливно-энергетическую и минерально-сырьевую.
Переход от феодально-экономического уклада к буржуазному сопровождался созданием нового российского законодательства. В 60–90-х годах XIX столетия были приняты нормативные акты, регламентировавшие разработку и переработку недр. Существенной вехой в истории ресурсного законодательства стал Устав горный, вначале его текст был интегрирован в Свод законов 1832 г., а затем переиздавался с некоторыми изменениями в 1842, 1857 и 1893 гг.
Структура и содержание устава позволяют констатировать, что законодатель не уделял внимания общим положениям и принципам недропользования. Е.В. Новикова считала, что структуризация устава была обусловлена необходимостью пообъектного регулирования не только ресурсных объектов, но и использования недр конкретных территорий. Подобный подход отрицает общие формулы, применимые для всего перечня недр, для обширных территорий государства, существенно различающихся экономическими, геополитическими, климатическими и другими характеристиками. Индивидуальный подход определялся не только экономическим потенциалом на приграничных территориях, большое внимание уделялось необходимости сохранения государственного приоритета над недрами и национальными интересами добычи.
В Российской империи сама добыча была организована исключительно на казенных территориях, и частные инвесторы могли рассчитывать только на возможность приобретения добытого из недр ресурса с потенциальной уплатой акцизов, а в случае формирования соответствующих соглашений о разделе продукции – предоставления казне части добытых из недр минерального или топливного сырья.
Законодатель оформил вышеназванный устав в структуру логически связанных элементов, таких как книги, разделы, главы и отделения. Каждый из них регламентировал одну из сфер регуляции отдельных видов ресурсов. В качестве примера рассмотрим несколько статей.
