Дата публикации: 27.11.2025

Правоприменительный формализм в сфере государственного и муниципального заказа: поиск баланса

Аннотация

В статье проведена оценка правоприменительной практики в сфере торгов в рамках государственного и муниципального заказа. Рассмотрена проблема формализма при толковании и применении права в указанной сфере. Обосновано мнение, что ригоризм буквы закона и формальное его применение не во всех случаях являются негативным явлением. Аргументируется подход к толкованию норм права, регламентирующих торги в сфере государственного и муниципального заказа, в соответствии с которым их формальное (исключительно по букве закона) применение возможно при условии, если это необходимо, оправданно и преследует конституционно одобряемые цели.




Удовлетворение потребностей публично-правовых образований в товарах, работах, услугах, равно как и определение контрагентов, вступающих в товарообменные отношения с субъектами, деятельность которых связана с опосредованным участием государства и муниципалитетов в хозяйственной жизни, имеет особое публично-правовое значение. Это требует специфической правовой формы регламентации соответствующих отношений, которые не могут эффективно развиваться в условиях свободы и автономии, характерной для взаимодействия частных лиц. Поэтому с целью развития конкуренции, для профилактики правонарушений коррупционной направленности и других злоупотреблений должностных лиц, наделенных властными, организационно-распорядительными полномочиями, приняты Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ)и Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон № 223-ФЗ).

Защита публичного интереса в указанной сфере осуществляется на основе широкого использования императивных норм права и стремления к детальной регламентации закупочной деятельности, что само по себе не является негативным и имеет объективные предпосылки. Эта особенность законодательной регламентации неизбежно влияет на стиль правоприменительной практики, которая склоняется к формальному применению норм права, при котором фактическая сущность складывающихся правоотношений не является приоритетом.

Обозначенная специфика преобладающего регуляторного подхода в указанной сфере зачастую на практике сочетается и с нежеланием правоприменителя толковать нормы права, анализируя фактическое содержание экономических процессов, которое может не соответствовать форме, внешней структуре таких процессов. Это обусловлено рядом субъективных причин, в частности высоким объемом работы судей и должностных лиц контролирующих (надзорных) органов, а также опасениями допустить ошибку в процессе творческого толкования права.

Конституционный Суд РФ неоднократно обращал внимание правоприменителей на необходимость системного, а не формального толкования применяемых норм, в том числе учета существующих между ними субординационных отношений1. Поскольку судебная деятельность всегда связана в том числе с установлением юридически значимых фактов, требование о недопустимости формального применения норм права является производным от требования справедливости. Поэтому нельзя устанавливать лишь формальные условия применения правовой нормы без исследования конкретных обстоятельств дела по существу.

Список литературы

1. Гурин О.Ю. Закупочный стоп-кран: что нужно знать об отмене закупки / О.Ю. Гурин, А.А. Романенко // Прогосзаказ.рф. 2018. № 8. С. 14–22.
2. Гусева Т.А. Государственные (муниципальные) закупки как механизм реализации национальных проектов / Т.А. Гусева // Юрист. 2020. № 6. С. 19–23.
3. Сытин Д. Закупки в России: бюрократия против гибкости / Д. Сытин // Online журнал «Директор по закупкам». URL: <a href="https://zdirector.ru/zakupki-v-rossii-byurokratiyaprotiv-gibkosti/" target="_blank">https://zdirector.ru/zakupki-v-rossii-byurokratiyaprotiv-gibkosti/</a>
4. Фролов А.И. Основания трансформации регулятивного обязательства в охранительное обязательство при невозможности его исполнения / А.И. Фролов // Юридический мир. 2017. № 1. С. 54–58.
5. Чваненко Д.А. Государственный контракт как особая модель гражданско-правового договора : монография / Д.А. Чваненко ; под редакцией О.А. Беляевой. Москва : Юстицинформ, 2023. 275 с.
6. Чваненко Д.А. Запрет на переговоры и необоснованный формализм как основные проблемы в сфере государственных и муниципальных закупок / Д.А. Чваненко // Публичные закупки: проблемы правоприменения : материалы V Международной конференции (МГУ имени М.В. Ломо

Остальные статьи