Общественный контроль как регулятор качества социальных услуг
Аннотация
В данной статье автором рассматриваются формы и субъекты общественного контроля, а также обращается внимание на особенности его проведения в сфере социального обслуживания. Также автором выделен ряд проблем и приведены пути их решения с целью повышения качества оказания социальных услуг.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Юрист № 11/2025 |
| Страницы | 40-45 |
| DOI | 10.18572/1812-3929-2025-11-40-45 |
Всовременном обществе социальные услуги играют ключевую роль в обеспечении достойного уровня жизни граждан. Они охватывают широкий спектр направлений: от здравоохранения и образования до поддержки малоимущих и пожилых людей. Однако качество предоставления таких услуг не всегда соответствует ожиданиям и потребностям населения. В этой связи общественный контроль является важным механизмом регулирования качества социальных услуг, обеспечивая прозрачность, подотчетность и вовлеченность граждан в процесс предоставления таких услуг. Он позволяет выявлять недостатки, улучшать работу учреждений и повышать удовлетворенность получателей услуг.
Общественный контроль — это форма участия граждан и общественных организаций в оценке деятельности государственных и муниципальных органов, а также учреждений, предоставляющих социальные услуги. Его цель — обеспечить прозрачность, подотчетность и эффективность работы таких структур. Общественный контроль может осуществляться через общественные советы, независимые экспертизы, мониторинги, опросы и другие формы гражданской активности.
Социальные услуги напрямую затрагивают интересы наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пенсионеров, детей-сирот, малоимущих семей и других. Качество этих услуг определяет не только уровень жизни, но и социальную справедливость в обществе. Однако из-за недостатка ресурсов, низкой мотивации сотрудников качество услуг может не соответствовать ожидаемому результату. Именно здесь общественный контроль становится важным механизмом обратной связи.
Общественный контроль и качество оказываемых организациями социальных услуг является краеугольной темой обсуждений и исследований в таких сферах, как здравоохранение, образование, социальном обслуживании и т.д. Переломным моментом в становлении общественного контроля как регулятора механизма, позволяющего улучшить качество социальных услуг, стало принятие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Система общественного контроля и оценка качества работы и оказания услуг организаций и учреждений, непосредственно предоставляющих внушительный объем социальных услуг, развиваются и совершенствуются по сей день. Одним из преимуществ указанного федерального закона является реестр поставщиков социальных услуг, причем они могут быть как государственные социальные учреждения, коммерческие и некоммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели. В совокупности это способствует развитию здоровой конкуренции между поставщиками социальных услуг, так как каждый из них стремится повысить качество предоставляемых услуг для превосходства над другими поставщиками, что, в свою очередь, повышает уровень доверия граждан. Постоянный рост количества поставщиков социальных услуг приводит к созданию независимых общественных объединений при социальных учреждениях, влияющих на местные органы власти в целях устранения проблем в системе социального обслуживания.
