Дата публикации: 27.11.2025

Развитие охраны прав авторов и их наследников как особых категорий правообладателей

Аннотация

В статье рассматриваются противоречия, обусловленные признанием необходимости особой охраны прав авторов и их наследников при отсутствии общих принципов предоставления такой охраны, независимости содержания исключительного права на произведение от субъекта, которому принадлежит такое право, отсутствии законодательных решений для проблем, возникающих в случае неопределенности правообладания при ликвидации юридических лиц, ошибках при оформлении их последующих переходов, злоупотреблении правами со стороны последующих правообладателей и неисполнении условий договоров, заключенных с авторами при отчуждении исключительных прав после перехода таких прав к новым правообладателям. Автором обосновывается необходимость выявления особенностей исключительных прав авторов и их наследников, которые могут проявляться в специфике охраны и содержания таких прав. В статье делается вывод о том, что признание особенностей содержания исключительного права, возникающего у автора и переходящего к его наследнику как продолжателю личности автора, позволит обеспечить защиту и восстановление таких прав при возникновении правовой неопределенности в вопросах правообладания, а также при злоупотреблении со стороны последующих правообладателей и создаст основания для контроля автора за использованием произведения, за соблюдением договоренностей имущественного или неимущественного характера, предусматриваемых заключенным с автором или его наследником договором, в том числе при последующих переходах исключительного права.




Существующая неразрывная связь между автором и его произведением, представление о произведении как о результате творческой деятельности, являющейся в той или иной мере отражением личности создавшего его автора, являются основополагающими для континентального авторского права. Принятие первых законов об охране авторских прав в конце XVIII в. и особенности охраны, предоставляемой в соответствии с ними произведениям («литературной и художественной собственности»), обосновывались тем, что произведения и права на них являются «самой сокровенной, самой неоспоримой и личностной из всех видов собственности».

Рассмотрение автора в качестве особого лица по отношению к созданному им произведению должно было привести к признанию автора и его наследников особыми категориями правообладателей, интересы которых могут существенным образом отличаться от интересов других правообладателей, для которых основаниями возникновения прав в отношении произведения является не творческий акт, а заключение договора, наличие трудовых отношений с автором, иные предусмотренные законом основания, не связанные с непосредственным осуществлением творческой деятельности по созданию произведения, исключительные права или лицензии в отношении которого приобретаются такими правообладателями.

Законодательством признается необходимость признания особых прав авторов и их наследников как лиц, состоящих в близких родственных отношениях с авторами или определенных авторами при составлении завещания и в силу этого способных в большинстве случаев наилучшим образом выражать и отстаивать волю авторов после их смерти.

Однако вместо выявления совокупности прав и законных интересов, которые могли бы послужить основанием для создания системы особой охраны интересов «первичных» правообладателей, к числу которых могут быть отнесены авторы и их наследники, на законодательном и доктринальном уровне получил распространение подход, основанный на формальном разграничении исключительных прав на произведения и личных неимущественных прав авторов, возникающих в связи с созданием произведения. При этом исключительные права, как предусматривается законодательством, могут переходить от авторов к иным правообладателям в полном объеме (ст. 1234 ГК РФ), в то время как личные неимущественные права относятся исключительно к нематериальным благам, неотчуждаемым и непередаваемым каким-либо иным способом (п. 1 ст. 150 ГК РФ). 

Список литературы

1. Бадулина Е. Право следования в системе интеллектуальных прав / Е. Бадулина // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2016. № 9. С. 17–24.
2. Белоусов В.Н. Правовой режим служебных произведений / В.Н. Белоусов // Академический юридический журнал. 2024. Т. 25. № 2. С. 258–265.
3. Гаврилов Э.П. О содержании исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации / Э.П. Гаврилов // Хозяйство и право. 2017. № 6. С. 3–12.
4. Козлова М.В. Авторы и их наследники как особые категории правообладателей / М.В. Козлова // Пробелы в российском законодательстве. 2019. № 6. С. 67–71.
5. Липкес А. Личные неимущественные права авторов. Актуальные вопросы и судебная практика / А. Липкес // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2022. № 5. С. 41–45.
6. Матвеев А.Г. О конституционности права композитора на вознаграждение, установленного в п. 3 ст. 1263 Гражданского кодекса РФ / А.Г. Матвеев // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2023. № 2. С. 16–25.
7. Матвеев А.Г. Принципы континентального авторского права / А.Г. Матвеев // Бюллетень науки и практики. 2016. № 11. С. 394–401.
8. Матвеев А.Г. Система авторских прав в России: нормативные и теоретические модели : диссертация доктора юридических наук / А.Г. Матвеев. Москва, 2016. 462 с.
9. Моргунова Е.А. Произведение как объект авторских прав в странах континентальной и англо-американской систем права / Е.А. Моргунова // Российская цивилистика в XXI веке: тенденции развития основных институтов гражданского права в современном обществе (посв

Остальные статьи