Дата публикации: 20.11.2025

Оценка судами видов экономической деятельности при разрешении споров

Аннотация

В настоящей статье рассматривается понимание судами такой обязательной составляющей правового статуса и деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, как виды экономической деятельности. В практике распространены ситуации, когда осуществляемая хозяйствующими субъектами деятельность не соответствует ни одному из видов экономической деятельности, заявленных в государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ни основному, ни дополнительным видам экономической деятельности. На основе изучения судебной практики в статье предпринимается попытка определить ключевые моменты, которые учитываются судами при принятии решений, чему именно отдается приоритет: фактическому характеру осуществляемой деятельности либо сведениям из государственных реестров.




Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (далее — ГК РФ) определяет базовые постулаты гражданских правоотношений, закрепляет правовое положение и основы деятельности физических и юридических лиц как участников гражданского оборота, пределы осуществления ими гражданских прав, включая регулирование отношений между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, а также понятие, правоспособность, организационно-правовые формы, виды, типы юридических лиц (в частности, п. 1 ст. 2, ст. 18, 23, гл. 4, п. 1 ст. 132, ст. 310, 322, 426 ГК РФ).

Одной из неотъемлемых составляющих правового статуса и деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются виды экономической деятельности, сведения о которых должны содержаться в Единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соответственно (далее — ЕГРЮЛ, ЕГРИП или госреестр) (подп. «п» п. 1, подп. «о» п. 2 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон о регистрации)). Хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют виды экономической деятельности, которые рекомендуется подразделять на основной вид экономической деятельности и дополнительные в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденным приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст (далее — ОКВЭД).

В случае изменения содержащихся в соответствующем государственном реестре сведений юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в течение семи рабочих дней со дня такого изменения обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего, соответственно, нахождения или жительства путем представления соответствующих документов (п. 5 ст. 5 Федерального закона о регистрации). За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в ЕГРЮЛ, ЕГРИП сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 25 Федерального закона о регистрации, ч. 3 и 4 ст. 14.25 КоАП РФ и др.).

Список литературы

1. Диденко А.Н. Несовершенство нормативного регулирования предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в условиях распространения новой коронавирусной инфекции / А.Н. Диденко, Э.В. Пупков // Пермский юридический альманах. 2021. № 4
2. Злыгостева А.А. Защита исключительных прав: пробелы законодательства о размере компенсации и возможность их восполнения / А.А. Злыгостева // Вопросы российской юстиции. 2022. № 18. С. 189–197.
3. Яковлев Н.Ю. Зарубежный опыт государственной поддержки малого предпринимательства / Н.Ю. Яковлев, С.В. Михнева // Актуальные проблемы предпринимательского и гражданского права : материалы Международной научно-практической конференции (г. Волгоград, 09 апр

Остальные статьи