Дата публикации: 20.11.2025

К вопросу о принципах организации и деятельности органов публичной власти в субъектах Российской Федерации

Аннотация

В статье предложена авторская характеристика ключевых принципов организации и деятельности органов публичной власти в субъектах Российской Федерации, которые дают новый импульс для повышения качественного и эффективного функционирования публичной власти в регионах. Раскрыты сущностные особенности каждого из принципов, механизм их реализации в рамках исполнения полномочий органами публичной власти субъекта.




Ключевые принципы построения системы публичной власти в субъектах РФ, отражающие ее качественную составляющую и обеспечивающие эффективность организации и функционирования публичной власти на данном уровне, закреплены в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 414-ФЗ). Рассмотрим ряд из них более детально, так как, по нашему мнению, на уровне субъектов РФ характер деятельности системы публичной власти получил иное содержательное значение.

1. Принцип обеспечения соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина является базовым для оценки эффективности деятельности всей системы публичной власти региона. Он предполагает отражение в деятельности региональных органов публичной власти интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Указанный принцип отражает высшую конституционную ценность — человека, его права и свободы (ст. 2 Конституции РФ), что должно быть одним из важнейших ориентиров как организации, так и деятельности органов публичной власти всех уровней. На практике реализация данного принципа проявляется в эффективной защите прав человека, в том числе посредством деятельности судебной власти.

Именно человек, его права и свободы выступают основой функционирования публичной власти, именно уровень их обеспеченности в государстве является базовым индикатором в системе оценивания результативности деятельности публичной власти всех уровней.

При этом, как отмечают некоторые авторы, основным предназначением организации публичной власти является гарантия обеспечения прав и свобод человека, в связи с чем для их реальной обеспеченности ее система должна строиться на основе принципа субсидиарности властных полномочий, который предполагает, что принятие политических решений должно быть в максимальной степени приближено к гражданам (муниципальный уровень), а уже затем последующие уровни власти (региональный и федеральный) должны выступать в качестве дополнительных.

Список литературы

1. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: государственно-правовой терминологический словарь / С.А. Авакьян. Москва : Юстицинформ, 2015. 640 с.
2. Андреечев И.С. Применение принципа субсидиарности при формировании региональных расходных обязательств / И.С. Андреечев // Финансовое право. 2022. № 10. С. 18–22.
3. Гончаров В.В. Общественный контроль в России как инструмент противодействия центробежным тенденциям в публичном управлении / В.В. Гончаров, А.А. Борисова, Е.Г. Петренко, Л.А. Спектор // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические
4. Грачев Н.И. Единство государственной власти как принцип государственного строительства / Н.И. Грачев // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2016. № 6 (113). С. 38–48.
5. Иванов И.В. Принципы публичной власти Российской Федерации / И.В. Иванов // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 7. С. 13–17.
6. Малько А.В. Роль юридической ответственности в реализации принципа единства публичной власти в Российской Федерации / А.В. Малько, Д.А. Липинский, Р.С. Маркунин // Правоприменение. 2021. № 4. С. 43–54.
7. Мигущенко О.Н. Единая система публичной власти как фактор национальной безопасности Российской Федерации / О.Н. Мигущенко // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2022. № 1. С. 3–7.
8. Мигущенко О.Н. Народовластие и единая система публичной власти / О.Н. Мигущенко // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2022. № 2. С. 5–10.
9. Попондопуло В.Ф. Организация публичной власти как гарантия прав и свобод человека / В.Ф. Попондопуло // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 10. С. 11–19.
10. Сайбулаева С.А. Публичная власть в Российской Федерации: некоторые вопросы теории и практики / С.А. Сайбулаева // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 7. С. 17–20.
11. Ульянов А.Ю. Основные научные подходы к пониманию эффективности публичной власти в российском конституционном праве / А.Ю. Ульянов // Журнал российского права. 2023. № 8. С. 17–27.
12. Ульянов А.Ю. Принципы оценки эффективности публичной власти / А.Ю. Ульянов // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. № 2. С. 23–27.
13. Шмалий О.В. Эффективность как фактор системной организации исполнительной власти / О.В. Шмалий // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 3. С. 289–292.

Остальные статьи