К вопросу о принципах организации и деятельности органов публичной власти в субъектах Российской Федерации
Аннотация
В статье предложена авторская характеристика ключевых принципов организации и деятельности органов публичной власти в субъектах Российской Федерации, которые дают новый импульс для повышения качественного и эффективного функционирования публичной власти в регионах. Раскрыты сущностные особенности каждого из принципов, механизм их реализации в рамках исполнения полномочий органами публичной власти субъекта.
Ключевые слова
- принцип обеспечения прав человека
- принцип единства публичной власти
- принцип согласованного функционирования органов публичной власти
- принцип разграничения полномочий
- принцип финансового субсидирования переданных полномочий
- принцип гласности в деятельности органов публичной власти
- принцип осуществления контроля за деятельностью органов публичной власти
| Тип | Статья |
| Издание | Хозяйство и право № 11/2025 |
| Страницы | 79-91 |
| DOI | 10.18572/0134-2398-2025-11-79-91 |
Ключевые принципы построения системы публичной власти в субъектах РФ, отражающие ее качественную составляющую и обеспечивающие эффективность организации и функционирования публичной власти на данном уровне, закреплены в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 414-ФЗ). Рассмотрим ряд из них более детально, так как, по нашему мнению, на уровне субъектов РФ характер деятельности системы публичной власти получил иное содержательное значение.
1. Принцип обеспечения соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина является базовым для оценки эффективности деятельности всей системы публичной власти региона. Он предполагает отражение в деятельности региональных органов публичной власти интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Указанный принцип отражает высшую конституционную ценность — человека, его права и свободы (ст. 2 Конституции РФ), что должно быть одним из важнейших ориентиров как организации, так и деятельности органов публичной власти всех уровней. На практике реализация данного принципа проявляется в эффективной защите прав человека, в том числе посредством деятельности судебной власти.
Именно человек, его права и свободы выступают основой функционирования публичной власти, именно уровень их обеспеченности в государстве является базовым индикатором в системе оценивания результативности деятельности публичной власти всех уровней.
При этом, как отмечают некоторые авторы, основным предназначением организации публичной власти является гарантия обеспечения прав и свобод человека, в связи с чем для их реальной обеспеченности ее система должна строиться на основе принципа субсидиарности властных полномочий, который предполагает, что принятие политических решений должно быть в максимальной степени приближено к гражданам (муниципальный уровень), а уже затем последующие уровни власти (региональный и федеральный) должны выступать в качестве дополнительных.
