Новеллы гражданско-правового регулирования транспортной деятельности
Аннотация
Автор проводит анализ новых законодательных подходов и конкретных нормативных новелл в регулировании договорно-правовой организации транспортного обслуживания и оказания транспортных услуг. В свете прямого законодательного закрепления статуса пассажира за гражданином, не являющимся стороной договора перевозки, а путешествующим в качестве туриста, предложены корректировки некоторых правовых норм Устава железнодорожного транспорта и принятых в соответствии с ним правил. Поставлен вопрос о туристском статусе пригородных поездов (вагонов пригородных поездов), если время поездки по туристскому маршруту занимает не более суток. Представлена оценка существенных изменений и дополнений закона о транспортно-экспедиционной деятельности, связанных с усилением государственного контроля над всеми составляющими транспортно-экспедиционной деятельности: ее субъектами, объектами, юридическим и фактическим содержанием. Сделан обзор нового закона о прямых смешанных перевозках: обращено внимание на расширение круга участников соглашений об организации прямого смешанного сообщения, нормативное установление перечня их существенных условий, распределение ответственности за нарушение обязанностей перед клиентурой.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Хозяйство и право № 11/2025 |
| Страницы | 28-47 |
| DOI | 10.18572/0134-2398-2025-11-28-47 |
В достижении целей Транспортной стратегии Российской Федерации важную роль призвано сыграть гражданско-правовое регулирование пассажирских и грузовых перевозок, способное обеспечить баланс публичных и частных интересов, в том числе за счет расширения возможностей применения договорных форм во взаимодействии транспортных организаций между собой, а также в их отношениях с клиентурой.
Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ) в главах 40 и 41 устанавливает только общесистемные цивилистические положения транспортной подотрасли и предполагает принятие специальных нормативных актов, конкретизирующих содержание и раскрывающих особенности договорных конструкций в сфере перевозочной и транспортно-экспедиционной деятельности. За последний год был принят ряд законов, направленных на совершенствование такого специализированного регулирования отношений на отдельных видах транспорта, а также на организацию связующих их мультимодальных (по экономической терминологии) перевозок.
Охарактеризуем некоторые новые законодательные подходы к договорному опосредованию организации транспортного обслуживания и оказания транспортных услуг.
1. Реализация национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» вызвала заметный рост такого сегмента туристической индустрии, как круизы. Число туристов, выбирающих речные и морские круизы, за последние пять лет удвоилось. И если первоначально понятие круиза связывалось с морским путешествием, то сейчас круизами именуют любые вояжи, во время которых транспортные средства используются не просто для пространственного перемещения пассажиров, но и превращаются в движущиеся гостиницы, предоставляющие услуги проживания, питания и развлечения. В круг «круизных» транспортных средств помимо морских и внутренних водных судов законодатель включил поезда. Федеральным законом от 28 февраля 2025 г. № 26-ФЗ «О внесении изменений в статью 3.1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и статьи 2 и 3 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее — УЖТ) внесены изменения, закрепляющие новые понятия, призванные дать дополнительный импульс формированию востребованных потребителями комплексов туристско-экскурсионных путешествий по бескрайним просторам России и дружественного зарубежья.
