Историко-правовые аспекты формирования системы социального обеспечения в Великобритании (период до 1940-х гг.)
Аннотация
В статье рассматриваются особенности формирования британского законодательства о социальном обеспечении населения; исследуются его теоретические истоки, условия разработки и принятия; анализируются основные положения актов о социальном страховании и государственном бюджетном обеспечении нуждающихся лиц, принятые в период до 1940-х гг.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Социальное и пенсионное право № 03/2025 |
| Страницы | 33-39 |
| DOI | 10.18572/2070-2167-2025-3-33-39 |
Актуальность обращения к истории формирования британского законодательства о социальном обеспечении обусловлена, с одной стороны, продолжающимися процессами реформирования социальной сферы как в зарубежных странах, так и в России; с другой — необходимостью решения ряда задач, связанных с социальным обеспечением самозанятых, работников с нетипичными формами занятости, представителей неформального сектора экономики и т.п. На страницах журнала «Социальное и пенсионное право» обсуждаются контуры пенсионной системы будущего; ведутся дискуссии относительно проблем реформирования обязательного социального страхования. В рамках дискуссий авторы нередко ссылаются на опыт зарубежных стран на пути формирования основных моделей социального обеспечения (в том числе опыт Великобритании). При этом используются разные классификации указанных моделей, например: бисмарковская, новозеландская и советская; германская, датская и советская; континентальная и датская (англосаксонская).
Ряд исследователей именует англосаксонскую модель «моделью Бевериджа» по имени британского лорда Уильяма Бевериджа, изложившего в своем докладе перед британским парламентом (в 1942 г.) принципы новой организации системы социального страхования в Великобритании. (Автор настоящей статьи полагает, что данный подход содержит рациональное зерно, поскольку Бевериджем были предложены такие новые для британской системы принципы, как: всеохватываемость (распространение социального страхования на всех трудящихся); единообразие (взимание одинаковых страховых взносов, не зависящих от величины заработка, и выплата пособий в твердой сумме, соотносимой с прожиточным минимумом); организационное единство (объединение страховых взносов в рамках одного платежа и создание единого государственного органа для управления социальным страхованием). Кроме того, в докладе была высказана принципиальная позиция Бевериджа относительно необходимости бюджетного финансирования здравоохранения, семейных выплат, социальной помощи малоимущим и содействия занятости населения. Однако не все идеи доклада получили свое воплощение на практике).
В то же время в научной литературе высказывается критика вышеуказанного подхода, основанная на том, что Беверидж не являлся ни инициатором, ни идеологом англосаксонской модели, а занимался только ее совершенствованием. Таким образом, в связи с наличием множества различных подходов, полагаем, будет небесполезным обратиться к историко-правовым аспектам формирования системы социального обеспечения в Великобритании, ее теоретическим истокам, а также особенностям законодательного воплощения.
