Проблемы развития государственной пенсионной системы для достижения национальных целей. Часть 1
Аннотация
Государственная пенсионная система РФ вступает в завершающий этап реформирования на основе страховых экономических принципов формирования и реализации прав работников, которые были заложены в нормативных правовых актах начала текущего столетия и скорректированы в правительственной Стратегии долгосрочного развития государственной пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г. (далее — Стратегия — 2030). Актуальность исследования обусловлена тем, что, несмотря на выполнение основных намеченных мероприятий (ликвидация бедности большинства категорий пенсионеров, вывод накопительных составляющих из страховой пенсии, актуализация условий формирования пенсионных прав и др.), ряд поставленных задач далек от решения. Одновременно с сохранением нерешенных задач предшествующих этапов пенсионной реформы на страховых принципах современная практика ставит перед отечественной пенсионной системой новые проблемы, обусловленные объективными изменениями глобальных и национальных вызовов. Новизна исследования обоснована тем, что для органов государственного регулирования системы обязательного пенсионного страхования на первое место выдвигаются задачи адаптации к факторам цифровизации всех сфер общественной жизни, особенно к дифференциации социально-трудовой сферы (самозанятость, платформенная, прекариатная и дистанционная формы занятости и т.п.). В то время как традиционная модель пенсионного страхования ориентировалась на регулирование наемного сектора трудовых отношений. Развитие цифровых технологий в системе социального обеспечения сегодня является ключевым фактором, способствующим повышению обоснованности социальных обязательств государства перед гражданами. Практическая значимость исследования заключается в том, что в результате выявлены проблемы, которые препятствуют повышению эффективности развития пенсионной системы, и обоснованы условия достижения национальных целей благополучной старости к установленным срокам.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Социальное и пенсионное право № 03/2025 |
| Страницы | 24-32 |
| DOI | 10.18572/2070-2167-2025-3-24-32 |
Введение
Государственное регулирование развития пенсионной системы осуществляется как в рамках стратегического (долгосрочного) прогнозирования, так и в рамках текущего бюджетно-планового цикла. Влияние глобальных демографических и макроэкономических вызовов повышает потребность в совершенствовании методов регулирования возрастающих рисков выполнения государственных пенсионных обязательств в первую очередь на текущий бюджетно-плановый период. Предстоящий планово-бюджетный период 2026– 2028 гг. занимает особенно важное место как завершающий этап страховой пенсионной реформы и достижения ее заданных целевых ориентиров.
Постановка проблемы
Актуальность исследования методов регулирования формирования и реализации пенсионных прав граждан России обусловлена возрастающей ответственностью государства за уровень жизни пенсионеров.
При этом приоритетная направленность регулирования государственной пенсионной системы РФ должна быть ориентирована на выполнение ее базовой функции — достойного материального обеспечения нетрудоспособной части населения страны. Следует отметить, что в ряде научных публикаций обосновывается альтернативная позиция, которая рассматривает государственную пенсионную систему как «социальную нагрузку на бизнес» и «неэффективные расходы госбюджета», «тормозящие» экономическое развитие страны. Данная научная позиция получила отражение в целом ряде нормативно-правовых документов, направленных на «снижение финансовой нагрузки пенсионеров» на госбюджет, начиная с неоднократных конвертаций пенсионных прав, их секвестирования путем «настройки пенсионной формулы», ограничение условий вхождения в страховую пенсионную систему, различных вариантов стимулирования пенсионных накоплений, отмены индексации назначенных пенсий для работающих пенсионеров на десять лет, заканчивая повышением пенсионного возраста.
