Дата публикации: 25.09.2025

Проблемы развития государственной пенсионной системы для достижения национальных целей. Часть 1

Аннотация

Государственная пенсионная система РФ вступает в завершающий этап реформирования на основе страховых экономических принципов формирования и реализации прав работников, которые были заложены в нормативных правовых актах начала текущего столетия и скорректированы в правительственной Стратегии долгосрочного развития государственной пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г. (далее — Стратегия — 2030). Актуальность исследования обусловлена тем, что, несмотря на выполнение основных намеченных мероприятий (ликвидация бедности большинства категорий пенсионеров, вывод накопительных составляющих из страховой пенсии, актуализация условий формирования пенсионных прав и др.), ряд поставленных задач далек от решения. Одновременно с сохранением нерешенных задач предшествующих этапов пенсионной реформы на страховых принципах современная практика ставит перед отечественной пенсионной системой новые проблемы, обусловленные объективными изменениями глобальных и национальных вызовов. Новизна исследования обоснована тем, что для органов государственного регулирования системы обязательного пенсионного страхования на первое место выдвигаются задачи адаптации к факторам цифровизации всех сфер общественной жизни, особенно к дифференциации социально-трудовой сферы (самозанятость, платформенная, прекариатная и дистанционная формы занятости и т.п.). В то время как традиционная модель пенсионного страхования ориентировалась на регулирование наемного сектора трудовых отношений. Развитие цифровых технологий в системе социального обеспечения сегодня является ключевым фактором, способствующим повышению обоснованности социальных обязательств государства перед гражданами. Практическая значимость исследования заключается в том, что в результате выявлены проблемы, которые препятствуют повышению эффективности развития пенсионной системы, и обоснованы условия достижения национальных целей благополучной старости к установленным срокам.




Введение

Государственное регулирование развития пенсионной системы осуществляется как в рамках стратегического (долгосрочного) прогнозирования, так и в рамках текущего бюджетно-планового цикла. Влияние глобальных демографических и макроэкономических вызовов повышает потребность в совершенствовании методов регулирования возрастающих рисков выполнения государственных пенсионных обязательств в первую очередь на текущий бюджетно-плановый период. Предстоящий планово-бюджетный период 2026– 2028 гг. занимает особенно важное место как завершающий этап страховой пенсионной реформы и достижения ее заданных целевых ориентиров. 

Постановка проблемы

Актуальность исследования методов регулирования формирования и реализации пенсионных прав граждан России обусловлена возрастающей ответственностью государства за уровень жизни пенсионеров.

При этом приоритетная направленность регулирования государственной пенсионной системы РФ должна быть ориентирована на выполнение ее базовой функции — достойного материального обеспечения нетрудоспособной части населения страны. Следует отметить, что в ряде научных публикаций обосновывается альтернативная позиция, которая рассматривает государственную пенсионную систему как «социальную нагрузку на бизнес» и «неэффективные расходы госбюджета», «тормозящие» экономическое развитие страны. Данная научная позиция получила отражение в целом ряде нормативно-правовых документов, направленных на «снижение финансовой нагрузки пенсионеров» на госбюджет, начиная с неоднократных конвертаций пенсионных прав, их секвестирования путем «настройки пенсионной формулы», ограничение условий вхождения в страховую пенсионную систему, различных вариантов стимулирования пенсионных накоплений, отмены индексации назначенных пенсий для работающих пенсионеров на десять лет, заканчивая повышением пенсионного возраста.

Список литературы

1. Гурвич Е.Т. Пенсионная политика и старение населения / Е.Т. Гурвич // Журнал Новой экономической ассоциации. 2019. № 2 (42). С. 177–185.
2. Гурвич Е.Т. Развилки пенсионной реформы: российский и международный опыт / Е.Т. Гурвич // Вопросы экономики. 2019. № 9. С. 5–39.
3. Кудрин А.Л. Старение населения и угроза бюджетного кризиса / А.Л. Кудрин, Е.Т. Гурвич // Вопросы экономики. 2012. № 3. С. 52-79. DOI: 10.32609/0042-8736-2012-3-52-79
4. Ляшок В.Ю. Факторы роста размера пенсий в современной России / В.Ю. Ляшок, В.С. Назаров, М.С. Орешкин // Финансовый журнал. 2016. Т. 29. № 1. С. 7–22.
5. Малева Т.М. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы : Аналитический доклад / Т.М. Малева, О.В. Синявская. Москва : Поматур, 2005. 76 с.
6. Международные и российские нормы пенсионного обеспечения: сравнительный анализ / ответственные редакторы: Э.Г. Тучкова, Ю.В. Васильева. Москва : Проспект, 2013. 435 с.
7. Орещенкова Ю.А. Анализ социальных и экономических рисков действующего порядка индексации пенсионных выплат в России / Ю.А. Орещенкова // Экономика труда. 2025. Т. 12. № 9. С. 1329–1348. DOI: 10.18334/et.12.9.123825
8. Соловьев А.К. Индексация страховых пенсий как фактор повышения уровня жизни пенсионеров / А.К. Соловьев, Ю.А. Орещенкова // Социальное и пенсионное право. 2024. № 4. С. 22–29.
9. Соловьев А.К. Пенсионные права застрахованных лиц: проблемы формирования и риски реализации / А.К. Соловьев. Москва : Прометей, 2020. 326 с.
10. Стратегия — 2020: Новая модель роста — новая социальная политика : итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. В 2 книгах. Кн. 1 / под научной редакцией В.А. Мау, Я.
11. Стратегия — 2020: Новая модель роста — новая социальная политика : итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. В 2 книгах. Кн. 2 / под научной редакцией В.А. Мау,
12. Тучкова Э.Г. Итоги реформ и перспективы формирования многоуровневой национальной пенсионной системы / Э.Г. Тучкова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2017. № 10 (38). С. 16–25. DOI: 10.17803/2311-5998.2017.38.10.016-025

Остальные статьи