О необходимости расширения пределов прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью
Аннотация
В настоящей статье рассматриваются проблемы прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью и варианты расширения его пределов.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Российский следователь № 11/2025 |
| Страницы | 48-54 |
| DOI | 10.18572/1812-3783-2025-11-48-54 |
Давно уже известен и, собственно, неоспорим тот факт, что эффективное противодействие преступности возможно только при умелом и комплексном применении правоохранительными органами всех методов и средств. Значение оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) в данном случае бесценно: грамотно проведенные оперативно-розыскные мероприятия (далее — ОРМ) являются одним из залогов достижения целей уголовного судопроизводства. И употребляя термин «грамотно проведенные ОРМ», следует прежде всего иметь в виду проведение их в четком соответствии с Законом.
Законность является важнейшим принципом ОРД, закрепленным в ст. 3 Фе дерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». А в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» именно прокуратура обеспечивает верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью имеет давнюю историю. Так, интересные данные, свидетельствующие о глубокой вовлеченности прокуроров в проблемы сыскной работы в разные исторические периоды, приводит в одной из своих работ О.А. Кожевников. Автор утверждает, что еще в конце XIX — начале XX вв. прокуроры не только изучали оперативно-следственные материалы тех же охранных отделений, но и лично беседовали с агентами, встречаясь с ними на конспиративных квартирах. Что интересно, прокурорские работники после таких «надзорных мероприятий» приходили к разным выводам. Одни считали, что не стоит увлекаться агентурно-оперативными методами, другие утверждали прямо противоположное. Эксгенерал-прокурор К.И. Пален, к примеру, в своих мемуарах писал, что «основной упор следует делать на агентурную работу, обеспечив проникновение во все слои общества».
В настоящее время столь глубокой вовлеченности у прокуроров не наблюдается, так как пределы их надзора за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности или ограничены, или не определены, что вряд ли способствует эффективности в данной отрасли.
Здесь мы вынуждены заметить, что под отраслями прокурорского надзора в данной статье, исходя из содержания Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», следует понимать определенную сферу надзорной деятельности прокуратуры: надзор за исполнением законодательства, надзор за соблюдением прав и свобод человека и т.д. В нашем случае речь пойдет о подотрасли такой отрасли надзора, как надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Не нужно при этом путать отрасль и подотрасль надзора с объектом. Объект — понятие уже, чем отрасль и подотрасль. Это непосредственно органы, которые эту деятельность осуществляют.
