Осуществление органами прокуратуры Российской Федерации профилактики правонарушений посредством обеспечения надзора за исполнением законов
Аннотация
В статье анализируется взаимосвязь между осуществлением органами прокуратуры Российской Федерации профилактики правонарушений и обеспечением ими надзора за исполнением закона. В зависимости от лексического значения слова «обеспечение» прокурорская профилактика правонарушений, с одной стороны, рассматривается в качестве составной части надзора, с другой — как ненадзорный (обеспечительный) вид деятельности. Вне стадии прокурорского надзора, обусловленного выявлением нарушений законов и принятием мер, направленных на их устранение, профилактика правонарушений осуществляется органами прокуратуры посредством мониторинга профилактики правонарушений, который обеспечивает прокурорский надзор аналитической информацией, прежде всего, на стадиях его организации и определения эффективности надзорной деятельности с точки зрения ее влияния на состояние законности. Рассматриваются вопросы нормотворческой компетенции (дискреция) Генерального прокурора Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Российский следователь № 11/2025 |
| Страницы | 38-42 |
| DOI | 10.18572/1812-3783-2025-11-38-42 |
В силу положения п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 23 июня 2016 г . № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее — Закон № 182-ФЗ) органы прокуратуры Российской Федерации являются субъектами профилактики правонарушений. При этом согласно ч. 1 ст. 9 Закона № 182-ФЗ они осуществляют профилактику правонарушений, обеспечивая надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре).
Таким образом, положение ч. 1 ст. 9 Закона № 1 82-ФЗ связывает деятельность органов прокуратуры Российской Федерации (далее — органы прокуратуры) по профилактике правонарушений с обеспечением надзора за исполнением законов конкретными субъектами надзорных правоотношений.
Данный подход законодателя неоднозначно был воспринят научным сообществом, представители которого обоснованно обратили внимание на то, что он существенно ограничивает потенциал прокурорской профилактики правонарушений.
Ю.О. Карпышева отметила, что те или иные правонарушения периодически также совершают органы военного управления, органы контроля, их должностные лица, субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций. «Выявляя нарушения закона в деятельности указанных лиц, прокурор требует от виновного устранить причины и условия, им способствовавшие, тем самым воздействуя на факторы, благодаря которым совершение правонарушения стало возможно, что представляет из себя не что иное, как профилактику соответствующих нарушений в дальнейшем».
Появились предложения о совершенствовании Закона № 182-ФЗ, расширяющие представление о деятельности прокуратуры Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений, с учетом прокурорской практики.
