Дата публикации: 20.11.2025

К вопросу о статусе субъектов собирания доказательств

Аннотация

В статье поднимается проблема толкования полномочий участников уголовного судопроизводства по собиранию доказательств. Автор, рассматривая преступление как социальное явление, характеризующееся признаком противоправности и порождающее возникновение уголовно-правовых отношений, подчеркивает, что его установление возможно лишь посредством уголовно-процессуальной деятельности, т.е. в рамках уголовно-процессуальных правоотношений. Поскольку обязательным участником уголовно-процессуальных отношений всегда является государственный орган, наделенный властными полномочиями, следовательно, только ему предоставлено право собирать доказательства, в т.ч. производить следственные действия. Используя общепринятое понимание содержания термина «собирание», автор подвергает сомнению целесообразность расширения прав обвиняемого и защитника в случае их участия в дополнительном допросе свидетелей или потерпевшего в части предоставления возможности первым задавать любые вопросы допрашиваемому без их ограничения органом расследования, что фактически соответствует праву производства следственного действия.




Преступление как социальное явление, зависящее от воли людей, определяющих выбор варианта поведения, не урегулированное нормой права, а потому отличающееся признаком противоправности, предопределяет возникновение правового конфликта между лицом, его совершившим, и государством, дающим общественно-опасному деянию отрицательную оценку. Противоправное действие разрушает законодательно определенные (правомерные) отношения между людьми, а также между государством и лицом, совершившим преступление, приводит в действие механизм государственного принуждения, направленный не только на привлечение виновного лица к уголовной ответственности, но и на достижение социальной справедливости посредством публичного осуждения совершенного деяния. Принимая во внимание, что отношение — это возникающая в процессе какой-либо деятельности, общения, поступков связь между участниками этой деятельности, то урегулированная нормой уголовного права такая связь приобретает характер уголовного правоотношения.

Совокупность уголовно-правовых норм, нашедшую свое закрепление в УК РФ, можно рассматривать (если использовать геометрический термин рассуждения «от противного») как нормативно закрепленный комплекс социальных явлений, не соответствующих социальной справедливости. Социальная справедливость основана на государственной оценке событий, действий, взаимоотношений в обществе, направленной на определение степени их правомерности в целях избежания правового конфликта. Но в случае его возникновения указанные в УПК должностные лица от имени государства устанавливают фактические обстоятельства дела посредством собирания доказательств определенными в законе способами с целью разрешения конфликта путем применения к виновному мер государственного принуждения.

Таким образом, между лицом, совершившим преступление, и приобретшим обязанность претерпеть государственное принуждение, и государством, получившим возможность реализовать свое право применить такое принуждение при условии соотнесения обстоятельств совершенного преступления с нормой уголовного права (квалификация деяния), возникло уголовноправовое отношение, поскольку как социальное явление совершенное преступление закреплено в нормах Уголовного кодекса. Вышеназванные право и обязанность участников уголовного правоотношения составляют его содержание.

Наличие уголовно-правового отношения не зависит от осведомленности правоохранительных органов о его возникновении и существовании. Констатировать реальность уголовноправового отношения возможно лишь в рамках уголовно-процессуальной деятельности, которая порождает новые правоотношения — уголовнопроцессуальные, регулируемые нормами уголовно-процессуального права.

Действия участников уголовно-процессуальных правоотношений при реализации предоставленных им процессуальных прав и исполнении процессуальных обязанностей будут направлены на установление фактических обстоятельств дела, их юридическую оценку, обоснование возможности реализации мер уголовного принуждения, что является общим объектом уголовно-процессуального правоотношения. Специальным же объектом следует считать ожидаемый результат поведения субъектов каждого конкретного отношения.

Список литературы

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 4-е изд., доп. Москва : ИТИ Технологии, 2007. 944 с.

Остальные статьи