Некоторые аспекты наследования выморочного имущества публично-правовыми образованиями
Аннотация
В статье проведен анализ понятия и сущности выморочного имущества в сфере наследственных отношений, обозначен особый статус публично-правового образования как наследника, определены перспективы совершенствования перехода выморочного имущества в публичную собственность.
| Тип | Статья |
| Издание | Наследственное право № 04/2025 |
| Страницы | 29-32 |
| DOI | 10.18572/2072-4179-2025-4-29-32 |
Исторический срез относит появление понятий «выморок», «выморщна» к XV столетию. В последующем эти явления нашли отражение и в русском языке и обозначали имущество, оставшееся без владельца и без наследников. В современном наследственном праве институт выморочного имущества нашел отражение в ст. 1151 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) и предусматривает ряд самостоятельных правил относительно его наследования.
В рамках данной статьи попробуем дать собственную оценку сущности выморочного имущества и роли государства как субъекта наследования. В качестве вводного замечания стоит отметить, что в сфере наследования публично-правовыми образованиями выморочного имущества достижение баланса частных и публичных интересов получает принципиальное значение. Но сделать это, к сожалению, непросто, поскольку не всегда дается верная оценка участия публично-правовых образований в наследственных отношениях, что вызвано также и отсутствием их должного правового регулирования.
Стоит отметить, что особая роль государства как публичного суверена при наследовании выморочного имущества связана с обеспечением нормального функционирования экономики, поддержанием общего правопорядка, регулирования гражданского оборота (в нашем случае предотвращения появления бесхозяйного имущества). С этой позиции государство не может действовать в частном (т.е. личном) интересе, а реализует потребность достижения публичного интереса. По сути, речь идет о случае реализации публичного интереса в частном праве. Исторический опыт показывает, что публичный интерес, всегда связанный со специфической целью наследования выморочного имущества, в свое время преследовал цель обеспечения экономических интересов государства, решения политических задач, в том числе уничтожения института частной собственности. В этой связи стоит согласиться с О.В. Шведковой, полагающей наличие публичной и социально ориентированной цели существования института выморочного имущества.
Законодатель не выделяет публично-правовые образования в качестве наследников по закону, хотя фактически они получают такой статус как наследники последней очереди в рамках установленной очередности наследования (ст. 1141 ГК РФ). На наш взгляд, следует согласиться с позицией отдельных авторов о том, что переход выморочного имущества к публично-правовым образованиям является наследованием по закону. Здесь уместно вести речь о самостоятельной очередности наследования, но с известными оговорками.
Во-первых, справедливо отмечается особый правовой статус публично-правового образования, не совпадающий со статусом обычных наследников — субъектов частно-правовых отношений. Представляется, что законодатель сознательно не включил публично-правовые образования в перечень наследников по закону. Как минимум ключевым отличием является то, что наследники могут распорядиться своими наследственными правами, в том числе отказаться от наследства. Государство не обладает такими правами, и речь идет именно о его безусловной обязанности принять выморочное имущество в публичную собственность. Как следует из абз. 2 ч. 1 ст. 1152 ГК РФ, для приобретения выморочного имущества принятия наследства не требуется. По сути, идет речь о государстве как субъекте, являющемся исключительным, необходимым правопреемником. Выходит, что и наследовать по завещанию государство также будет обязано, поскольку отказ от наследования по завещанию переводит наследственное имущество в имущество, наследуемое по закону. Отсутствие наследников, по большему счету, не отменяет обязанности государства принять это имущество.
