Проблемы защиты прав и законных интересов наследников и третьих лиц при наследовании авторских прав
Аннотация
Автором на основе анализа накопленной судебной практики выявляются проблемы, возникающие при наследовании авторских прав, в том числе при подтверждении факта принятия наследства, определении круга наследников авторских прав, в связи с расширением круга правообладателей при их наследовании, в том числе при последующих переходах таких прав в порядке наследования, а также проблемы, обусловленные необходимостью учета различий в правовом регулировании, действовавшем в период создания произведений, при наследовании авторских прав, при заключении действовавших ранее договоров. Автором предлагается ряд практических решений и отмечается, что применение комплексных подходов, основанных на учете интересов авторов, их наследников, иных правообладателей, а также третьих лиц, в том числе пользователей (лицензиатов), лиц, осуществляющих приобретение исключительных прав по договорам отчуждения таких прав и кредиторов, позволяет наилучшим образом разрешать сложные коллизии, возникающие на практике при применении действующего законодательного регулирования по вопросам наследования авторских прав.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Наследственное право № 04/2025 |
| Страницы | 13-17 |
| DOI | 10.18572/2072-4179-2025-4-13-17 |
Защита прав и законных интересов наследников и третьих лиц при наследовании авторских прав
Устанавливаемая законодательством система принятия наследства требует от наследников предоставления доказательств совершения активных действий по приобретению наследственного имущества, но не определяет какой-либо единый порядок подтверждения таких действий и не ориентирует тем самым наследников на их своевременное совершение. В результате на практике складывается ситуация массового пропуска заинтересованными лицами сроков принятия наследства, причем при обращении в суд наследники, фактически принявшие наследство, сталкиваются с неоднозначными толкованиями фактов, которые должны подтверждать их волеизъявление, не могут доказать совершение ими активных действий, выражающих их намерение стать правопреемниками умершего наследодателя, что служит впоследствии основанием для отказа в удовлетворении предъявляемых ими требований.
Особенно сложные проблемы возникают в отношениях, связанных с определением круга наследников авторских прав. При наличии у наследника свидетельства о праве на наследство в отношении конкретного произведения или в отношении всех произведений автора суды обычно основываются при вынесении решений на фактах, установленных такими свидетельствами. Например, при рассмотрении заявления наследницы автора плаката «Дойдем до Берлина!» в адрес участковой избирательной комиссии суд отметил, что в подтверждение заявленных доводов наследницей «представлена нотариально удостоверенная копия свидетельства о праве на наследство по закону», что суд признал достаточным для подтверждения факта правообладания в отношении конкретного произведения. Однако в случае, если наследование исключительных прав на произведение не было оформлено путем обращения к нотариусу, пользователи не имеют возможности установить достоверным образом круг правообладателей произведения после смерти его автора или иного предшествующего правообладателя.
В любое время может выявиться новый наследник, который ранее совершил действия, позволяющие ему подтвердить фактическое вступление в наследство, или добился восстановления срока для принятия наследства. Решения о восстановлении срока для принятия наследства в условиях отсутствия отчетливого законодательного регулирования могут приниматься различным образом даже в относительно сходных случаях. Так, в одних случаях суд считает правомерным восстановление срока для принятия наследства даже в случае, если пропуск обусловлен тем, что заявитель фактически не поддерживал отношений с наследодателем перед его смертью и пропустил направленные нотариусом уведомления.
