Дата публикации: 04.12.2025

К вопросу о совершенствовании системы управления многоквартирным домами управляющими организациями

Аннотация

Рассматриваются особенности управления многоквартирными домами управляющими организациями, в том числе с точки зрения субъектного состава участников соответствующих жилищных отношений. В результате анализа предложенных концепций реформирования отрасли управления многоквартирными домами отмечается необходимость дополнительной проработки вопроса целесообразности создания единых региональных управляющих организаций в субъектах Российской Федерации.




Согласно статистическим данным в большинстве случаев управление многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями (из 950 тысяч многоквартирных домов 617 тысяч уп-равляются управляющими организациями, 52 тысячи домов управляются товариществами собственников жилья или соответствующими кооперативами, а 235 тысяч домов находятся в непосредственном управлении собственников помещений).

Распространенность деятельности управляющих организаций обусловлена множеством факторов. С точки зрения существенного повышения размеров многоквартирных домов актуальным является своевременное внедрение цифровых технологий в рассматриваемый процесс. Исследователями отмечается, что одним из преимуществ таких способов является повышение эффективности управляющих организаций. Кроме того, значительно упрощается возможность контроля непосредственно со стороны собственников помещений в многоквартирном доме. Полагаем, что приведенные обстоятельства должны являться значимым фактором в процессе принятия решения в рамках совершенствования системы управления многоквартирными домами управляющими организациями.

Основные аспекты правового регулирования управления многоквартирным домом (МКД) определены разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ). Частью 2 ст. 161 ЖК РФ установлена обязанность собственников помещений в МКД выбрать один из способов управления МКД, которые, помимо непосредственного управления собственниками помещений в МКД с не более чем 30 квартир, предусматривают возможность управления МКД товариществом собственников жилья (ТСЖ), жилищным кооперативом (ЖК) или иным специализированным потребительским кооперативом, а также управляющей организацией (УО).

Наконец, УО может являться любое коммерческое юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель, обладающие лицензией на осуществление деятельности по управлению МКД, заключившие договор управления МКД с собственниками помещений (причем как жилых, так и нежилых).

Необходимость реформирования системы управления многоквартирными домами управляющими организациями является предметом научных изысканий достаточно давно. Так, Е.Е. Савченко указывает, «в настоящее время в Российской Федерации преобладает институт разрешительной системы. Однако данные правоприменительной практики и статистики свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии законности в сфере осуществления разрешительных полномочий». Схожего подхода придерживается Ю.П. Свит, указывая следующее: «Система лицензирования деятельности управляющих компаний нуждается в совершенствовании. Кроме того, имеется потребность в саморегулировании деятельности по управлению многоквартирными домами». Представленные выводы были сформулированы еще на первом этапе оценки последствий введенной системы лицензирования.

Список литературы

1. Киракосян С.А. Проблемы и перспективы совершенствования жилищного законодательства в сфере управления многоквартирными домами / С.А. Киракосян // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2023. № 4 (259). С. 62–70.
2. Мутолапов Р.Х. Цифровизация жилищно-коммунальной сферы: современные тенденции, проблемы и мировая практика / Р.Х. Мутолапов // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 40 (2). С. 206–213.
3. Савченко Е.Е. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами: перспективы развития / Е.Е. Савченко // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 6. С. 79–84.
4. Свит Ю.П. Актуальные проблемы управления многоквартирными домами / Ю.П. Свит // Гражданское право. 2017. № 4. С. 20–23.
5. Шепелева Д.В. Цифровизация процедуры управления многоквартирным домом: во благо ли? / Д.В. Шепелева, А.А. Долгополов // Современное право. 2024. № 5. С. 67–70.

Остальные статьи