К вопросу о совершенствовании системы управления многоквартирным домами управляющими организациями
Аннотация
Рассматриваются особенности управления многоквартирными домами управляющими организациями, в том числе с точки зрения субъектного состава участников соответствующих жилищных отношений. В результате анализа предложенных концепций реформирования отрасли управления многоквартирными домами отмечается необходимость дополнительной проработки вопроса целесообразности создания единых региональных управляющих организаций в субъектах Российской Федерации.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Семейное и жилищное право № 06/2025 |
| Страницы | 33-36 |
| DOI | 10.18572/1999-477X-2025-6-33-36 |
Согласно статистическим данным в большинстве случаев управление многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями (из 950 тысяч многоквартирных домов 617 тысяч уп-равляются управляющими организациями, 52 тысячи домов управляются товариществами собственников жилья или соответствующими кооперативами, а 235 тысяч домов находятся в непосредственном управлении собственников помещений).
Распространенность деятельности управляющих организаций обусловлена множеством факторов. С точки зрения существенного повышения размеров многоквартирных домов актуальным является своевременное внедрение цифровых технологий в рассматриваемый процесс. Исследователями отмечается, что одним из преимуществ таких способов является повышение эффективности управляющих организаций. Кроме того, значительно упрощается возможность контроля непосредственно со стороны собственников помещений в многоквартирном доме. Полагаем, что приведенные обстоятельства должны являться значимым фактором в процессе принятия решения в рамках совершенствования системы управления многоквартирными домами управляющими организациями.
Основные аспекты правового регулирования управления многоквартирным домом (МКД) определены разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ). Частью 2 ст. 161 ЖК РФ установлена обязанность собственников помещений в МКД выбрать один из способов управления МКД, которые, помимо непосредственного управления собственниками помещений в МКД с не более чем 30 квартир, предусматривают возможность управления МКД товариществом собственников жилья (ТСЖ), жилищным кооперативом (ЖК) или иным специализированным потребительским кооперативом, а также управляющей организацией (УО).
Наконец, УО может являться любое коммерческое юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель, обладающие лицензией на осуществление деятельности по управлению МКД, заключившие договор управления МКД с собственниками помещений (причем как жилых, так и нежилых).
Необходимость реформирования системы управления многоквартирными домами управляющими организациями является предметом научных изысканий достаточно давно. Так, Е.Е. Савченко указывает, «в настоящее время в Российской Федерации преобладает институт разрешительной системы. Однако данные правоприменительной практики и статистики свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии законности в сфере осуществления разрешительных полномочий». Схожего подхода придерживается Ю.П. Свит, указывая следующее: «Система лицензирования деятельности управляющих компаний нуждается в совершенствовании. Кроме того, имеется потребность в саморегулировании деятельности по управлению многоквартирными домами». Представленные выводы были сформулированы еще на первом этапе оценки последствий введенной системы лицензирования.
