Доходные дома в российском жилищном праве: исторический опыт императорской России и современные законодательные инициативы в контексте реформы Жилищного кодекса Российской Федерации
Аннотация
Статья посвящена вопросу о необходимости возрождения института доходных домов как особой формы удовлетворения жилищных потребностей граждан. Действующий Жилищный кодекс РФ, несмотря на множественные новеллы последних лет, не содержит специальных норм, регламентирующих правовой режим доходных домов и особенности их функционирования в современных экономических условиях. Целью исследования является анализ законодательной инициативы, представленной депутатом В.А. Кошелевым, в которой предлагается возродить в России рынок доходных домов. Используемые методы исследования: историко-правовой анализ, сравнительное правоведение, анализ, синтез, диалектический метод. На основе полученных данных авторы делают вывод о том, что в контексте совершенствования жилищного законодательства представляется целесообразным дополнить Жилищный кодекс РФ отдельным разделом, посвященным правовому регулированию доходных домов. Существенной новеллой могло бы стать введение специального правового режима для доходных домов, предусматривающего особенности управления таким имуществом, порядок установления платы за пользование жилыми помещениями, а также механизмы защиты прав нанимателей.
| Тип | Статья |
| Издание | Семейное и жилищное право № 06/2025 |
| Страницы | 30-32 |
| DOI | 10.18572/1999-477X-2025-6-30-32 |
Введение понятия «доходный дом» в современное законодательство Российской Федерации, инициированное В. Кошелевым в 2025 г., опирается на глубокие исторические корни, восходящие к градостроительной практике XVIII–XIX веков. В царской России доходные дома представляли собой фундаментальный элемент жилищной системы, формировавший не только городской ландшафт, но и экономику крупных центров. Появление арендного жилья было заложено в XVIII веке, когда был издан 15 апреля 1714 г. Указ Петра I о строительстве в СанктПетербурге «образцовых домов». Согласно этому указу следовало застраивать город типовыми зданиями. Проекты типовых домов были разработаны архитекторами Ж.-Б. Леблоном и Д. Трезини. Пользуясь ими, жители города должны были возводить единообразные строения в соответствии со своим общественным и материальным положением. Так как сдача жилья внаем приносила хорошие доходы в казну, в 1723 г. был построен ряд государственных постоялых дворов, и частная сдача жилья внаем была запрещена.
При Екатерине II запреты на сдачу в наем жилья были отменены. Сдача помещений стала массовой практикой, но регулировалась местными указами (например, на размещение ремесленных мастерских в парадных этажах, который часто игнорировался).
Позднее нормы об имущественном найме вошли в том X Свода законов Российской империи 1835 г. (статьи 1691–1708). В то время наем жилья еще не выделялся как отдельный вид договора. В качестве предмета договора могло выступать движимое и недвижимое имущество, в том числе дома, комнаты в доме и отдельные квартиры.
В XIX веке город стал расти, в основном, за счет строительства доходных домов, и к концу XIX века в Санкт-Петербурге на их долю приходилось 94% жилого фонда, а в Москве — 40%, что свидетельствует о масштабности данного явления. Возникновение этого института было обусловлено стремительной урбанизацией, притоком рабочих, инженеров и представителей академической интеллигенции в столицы, создавшим устойчивый спрос на аренду жилья.
Экономическая модель доходных домов базировалась на принципах высокой рентабельности и тесной интеграции с городским бюджетом. Так, Е. Юхнева в монографии «Петербургские доходные дома. Очерки из истории быта» отмечает, что среднегодовая доходность таких объектов в Санкт-Петербурге колебалась в пределах 8,5–15%, обеспечивая окупаемость вложения за 5–7 лет. Фискальная значимость для муниципальных касс была исключительной: в 1913 г. 15% доходов Москвы (7 млн рублей из 47 млн) формировалось за счет налогов с владельцев доходной недвижимости. В Петербурге налоговая нагрузка варьировалась от 1,5 до 8% от стоимости имущества или арендной выручки, составляя в отдельные периоды до 40% городских доходов. Государство, осознавая экономическую выгоду, активно способствовало развитию инфраструктуры: прокладывало водопроводы, канализационные сети и благоустраивало прилегающие территории.
