Борьба с дропперством: ключевые задачи уголовной политики и вопросы квалификации деяний
Аннотация
В статье предложен системный анализ объективных и субъективных признаков незаконного оборота электронных средств платежа (дропперства), очерчена криминологическая востребованность и юридико-техническая состоятельность новых составов преступления. Особое внимание уделено вопросам согласованности терминологии регулятивного и охранительного законодательства, а также особенностям квалификации групповых и организованных преступлений. На основе проведенного исследования формируются предложения по уголовно-правовой оценке действий дропперов и дроповодов.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Мировой судья № 12/2025 |
| Страницы | 8-17 |
| DOI | 10.18572/2072-4152-2025-12-8-17 |
Федеральный закон от 24 июня 2025 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в статью 187 Уголовного кодекса РФ» (далее — Федеральный закон № 176-ФЗ) расширил перечень уголовно наказуемых деяний, дополнив его преступлениями, связанными с незаконной передачей легальных электронных средств платежа (далее — ЭСП) третьим лицам. В России было криминализовано дропперство (от англ. drop — «сбрасывать»). И хотя этот термин еще не устоялся в уголовно-правовой доктрине, на практике он трактуется как деятельность лица (называемого дроппером) в финансовых мошеннических схемах, при которых его банковские счета, карты и другие ЭСП с его согласия используются для приема, перевода, обналичивания или легализации денежных средств, полученных преступным путем. Такие схемы организуют так называемые дроповоды: именно они привлекают к совершению преступлений дропперов и используют их исключительно как физических посредников для получения доступа к платежным инструментам.
Криминализация действий дропперов объясняется, в первую очередь, негативной качественной и количественной трансформацией цифровой преступности. По данным МВД России, ежемесячно до 80 тыс. россиян становятся дропперами, из них 60% – молодежь. Финансовые убытки от дропперства в 2024 г. составили 27,5 млрд рублей, из которых банки вернули лишь 9,9%. Иные цифры называются Сбером: на начало 2025 г. количество активных дропперов в России он оценивает примерно в 2 млн человек, причем около 60% из них не достигли возраста 24 лет. По данным экспертов «Информзащиты», количество вовлеченных в схемы дропперства с 2023 по 2025 гг. составляет примерно 8–12 млн человек, при этом 30–35% из них — иностранные граждане и мигранты, что связано с их более высокой экономической уязвимостью.
Как отмечается в пояснительной записке к закону, «на территории РФ функционирует «серый» рынок сбыта ЭСП и доступа к ним, позволяющий злоумышленникам выводить похищенные у граждан денежные средства. В зависимости от банка, платежной системы и иных аспектов стоимость услуг держателя ЭСП стала варьироваться от 15 000 до 30 000 рублей, средние сроки использования оформленных на них различных электронных средств платежа составляют от 2 до 5 дней. Передача ЭСП, предоставление к ним доступа, позволяющего их использование для обналичивания денежных средств, а также перевода денежных средств иным лицам, является средством вывода похищенных денег и применяется злоумышленниками в качестве метода анонимизации преступной деятельности».
