Взаимодействие государства и общества в теоретико-правовых учениях: постановка проблемы исследования
Аннотация
Статья анализирует конфликт как форму взаимодействия государства и общества в учении Никколо Макиавелли, раскрывая его роль в формировании устойчивого политического порядка и республиканской добродетели. Исследуется диалектическая взаимосвязь между конфликтом, свободой и легитимностью, а также механизмы институционализации противостояния социальных групп как условие предотвращения тирании и политического разложения. На примере сопоставления Римской и Флорентийской республик рассматриваются причины устойчивости одних форм республиканского правления и упадка других. Обосновывается актуальность макиавеллистского подхода к конфликту в условиях кризиса современной демократии и росте политической поляризации, что требует переосмысления природы власти и поиска новых моделей регулирования общественно-политических противоречий.
| Тип | Статья |
| Издание | Гражданское общество в России и за рубежом № 04/2025 |
| Страницы | 30-33 |
| DOI | 10.18572/2221-3287-2025-4-30-33 |
В условиях нарастающей политической поляризации на мировой арене и углубляющегося кризиса современной демократической модели в ряде государств, включая Россию, все более актуальной становится необходимость комплексного осмысления как причин этих процессов, так и историко-теоретической рефлексии феномена конфликта как естественного элемента политико-правового развития. Конфликт между властными элитами и гражданским обществом представляет собой устойчивое историко-политическое явление, которое проявляется в различных его видах и формах — от эволюционных процессов институционального реформирования до крайних проявлений гражданского неповиновения и революционных трансформаций, отражающих глубинные противоречия в структуре власти и общественных ожиданиях. Разрыв между социальными группами, политическими институтами и властными элитами обладает амбивалентным потенциалом: с одной стороны, он может выступать катализатором социальной эволюции и обновления политических форм, с другой — порождать специфические риски и вызовы, неразрешение которых, как свидетельствует исторический опыт XX века, способно ставить под угрозу само существование человеческой цивилизации. В данном контексте особую значимость приобретает анализ политико-правовых учений, в рамках которых конфликт осмысляется с позиций политико-правового реализма, что обусловливает необходимость обращения к философскому наследию Никколо Макиавелли, интерес к которому в XXI веке только возрастает. Современное переосмысление идей Макиавелли позволяет по-новому взглянуть не только на природу конфликта, но и выявить ключевые проблемы его институциональной регуляции в рамках современного государственного устройства.
Философское наследие Макиавелли продолжает быть предметом интенсивных научных дискуссий, характеризующихся устойчивым разграничением на несколько интерпретационных традиций, сложившихся в рамках политико-философской и правовой мысли. Одним из первых направлений интерпретации политико-философского наследия Макиавелли является подход, представленный Лео Штраусом в работе «Thoughts on Machiavelli», где он характеризует флорентийского мыслителя как «… учителя зла…», положившего начало традиции политического мышления, оправдывающей насилие, обман и аморализм как легитимные инструменты государственной власти и тем самым способствовавшего формированию идеологических оснований современных форм тирании. Второй вектор исследования образовывается, исходя из интерпретации учения Макиавелли в русле демократии участия, для которой, как подчеркивает Дж. МакКормик, характерно «…внимание на необходимость институциализированного классового конфликта для здоровой внутренней политики…», что рассматривается как один из основополагающих принципов политико-философской концепции итальянского мыслителя. Особого внимания заслуживают исследования К. Скиннера и Дж. Покока, в которых учение Макиавелли анализируется в контексте неореспубликанской парадигмы, представляющей его как ключевую фигуру в истории западной политической мысли, чье творчество отражает переход от античной к раннемодерной форме республиканизма, адаптированной к социально-политическим условиям позднесредневековой Европы.
