Правовое обеспечение цифровой трансформации в субъектах Российской Федерации: проблемы и перспективы
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению правовых аспектов цифровой трансформации в субъектах Российской Федерации и выявлению правовых и иных проблем в данной сфере. Установлено, что подсистема цифровой трансформации субъектов Российской Федерации выступает неотъемлемым элементом цифровой трансформации системы публичной власти в Российской Федерации. В контексте выявленных проблем цифровой трансформации на региональном уровне автор аргументирует необходимость разработки Федерального закона «Об общих принципах развития информационных систем и информационных технологий в субъектах Российской Федерации», который должен создать правовую основу для последовательного и координированного развития информационных систем и технологий на региональном уровне, способствуя тем самым гармонизации и систематизации правового регулирования в данной сфере.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Гражданское общество в России и за рубежом № 04/2025 |
| Страницы | 27-30 |
| DOI | 10.18572/2221-3287-2025-4-27-30 |
Для современного этапа развития информационного общества характерными являются стремительные и глубокие изменения, вызванные развитием цифровых технологий и их широким распространением. В этих условиях происходит модернизация традиционных институтов и процессов, в том числе на уровне государства, что получило название цифровой трансформации. Важно отметить, что успешность процесса цифровой трансформации государства во многом зависит от того, как он реализуется на региональном уровне. В этой связи большой научный интерес представляет исследование особенностей и проблем цифровой трансформации на уровне субъектов Российской Федерации.
Основные векторы цифровой трансформации в нашей стране отражены в ряде политико-правовых документов. Однако, несмотря на принятие данных документов на федеральном уровне, в настоящее время реализация государственной политики, направленной на развитие цифровизации, часто сталкивается с различными трудностями, включая правовые, которые связаны с регулированием процесса цифровизации на региональном уровне.
Кроме того, исследование положений федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что региональные аспекты рассматриваются поверхностно, обнаруживается формализм, их положения зачастую носят отсылочный характер. В целом можно констатировать, что в Российской Федерации не только нет специального закона либо иного нормативного акта, посвященного региональной информатизации, цифровизации, но и существующие нормативные акты уделяют ей довольно слабое внимание.
В ходе исследования документов стратегического планирования и норм федерального законодательства было выявлено, что региональные аспекты цифровизации не получают должного внимания. Это приводит к необходимости усиления роли региональных органов власти в разработке и реализации нормативно-правовых актов, регулирующих цифровизацию на региональном уровне. В то же время следует подчеркнуть отсутствие у региональных органов власти реальных возможностей участия в обсуждении вопросов, связанных с развитием цифровой трансформации, наряду с федеральными органами власти. По нашему мнению, региональная цифровизация должна стать одним из приоритетных направлений для всех уровней государственной власти. Только при таком подходе станет возможным реализовать все цели и задачи, установленные в политико-правовых документах в сфере развития информационного общества и экономики данных в России.
