О правовой неопределенности природы контроля за расходованием средств обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
Аннотация
В статье проводится анализ правовой природы институциональных понятий «контроль», «надзор», а также их сопоставление с понятиями «государственный контроль (надзор)», «аудит» в части их применения в сфере расходования средств обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Административное право и процесс № 12/2025 |
| Страницы | 81-84 |
| DOI | 10.18572/2071-1166-2025-12-81-84 |
Фундамент нормативно-правового регулирования системы государственного контроля (надзора) в Российской Федерации составляет Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», пришедший на замену утрачивающему силу Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Федеральный закон № 248-ФЗ охватывает многие виды государственного контроля (надзора), например государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности. При этом отметим, что контроль (надзор) за системой обязательного медицинского страхования полностью выведен из-под регулирующего воздействия вышеуказанных нормативных правовых актов, что вносит дополнительную неясность в правовую природу государственного контроля или просто контроля (надзора), о чем речь пойдет ниже.
Итак, в соответствии с Федеральным законом № 248-ФЗ под государственным контролем (надзором) в Российской Федерации понимается «деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений». В системе обязательного медицинского страхования не сформированы обязательные требования, отсутствуют чек-листы и т.д.
Определение государственного контроля (надзора) исторически всегда являлось предметом жарких споров. Можно сказать, что этот вопрос является одним из самых острых в административной науке. Концептуальные подходы к научному осмыслению контроля и надзора разнятся, хотя можно отметить сближение в последние годы позиций заслуженных ученых-административистов. Так, в одном из недавно изданных учебников под редакцией Л.Л. Попова определяется, что контроль «состоит в том, что уполномоченные государственные (общественные) органы (должностные лица), используя определенные приемы и способы, выясняют, не допущены ли подконтрольными органами (должностными лицами) в их деятельности нарушения законности и целесообразности». Контроль может охватить всю деятельность проверяемого субъекта, а может проводиться по отдельно взятым вопросам. Надзор – это постоянное систематическое наблюдение специальных государственных органов с целью выявления нарушений законности. К недостаткам такого подхода отнесем, например, исключение из вышеуказанного подхода контроля за организациями, а также внутреннего контроля, который в сфере здравоохранения имеет ключевое значение. Схожую, но в то же время самостоятельную научную позицию занимают А.И. Стахов и П.И. Кононов, которые традиционно отмечают, что в процессе контроля проверяются законность и целесообразность деятельности, а надзор ограничивается только проверкой законности, то есть надзор есть суженный контроль.
