Особенности административно-юрисдикционной деятельности должностных лиц органов внутренних дел по административным правонарушениям, совершаемым в период проведения публичных и иных массовых мероприятий
Аннотация
Существенную роль в организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятий играет умение сотрудников полиции взаимодействовать с организаторами, с другими органами и организациями правоохранительной направленности, а также с отдельными гражданами. Законность и согласованность действий сотрудников, участвующих в охране общественного порядка, необходима как при применении мер предупредительного характера, так и в случае необходимости применения мер государственного реагирования на нарушения общественного порядка. В статье обозначены особенности и сформулирован порядок действий сотрудников полиции по пресечению административных правонарушений, совершаемых в период проведения публичных и иных массовых мероприятий, а также документированию данных нарушений.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Административное право и процесс № 12/2025 |
| Страницы | 69-72 |
| DOI | 10.18572/2071-1166-2025-12-69-72 |
Потребность в совершенствовании деятельности полиции в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении публичных и иных массовых мероприятий неизменно возрастает. Массовое скопление граждан — это всегда повышенные риски нарушений общественного порядка, причем не только непосредственно связанные с порядком проведения мероприятия, но и «сопутствующие» нарушения, такие как мелкое хулиганство, побои, появление в состоянии опьянения и распитие спиртных напитков в общественных местах, оскорбление, ряд нарушений правил дорожного движения и др. Все это требует от сотрудника ОВД профессионализма в осуществлении юрисдикционной деятельности, а также спокойствия и выдержки в работе с нарушителями правопорядка и иными лицами.
Встретившись лицом к лицу с нарушителем, сотруднику полиции следует действовать с учетом сложившейся обстановки, но исключительно в рамках правового поля, не пренебрегая при этом мерами личной безопасности.
При выявлении нарушений законодательства сотруднику полиции следует обратиться к нарушителю и использовать самую мягкую меру административного воздействия — требование прекратить противоправное поведение. В рамках предъявления требования о прекращении совершения нарушения следует разъяснить суть нарушаемых правил и норм, возможные последствия, к которым может привести такое поведение как для самого нарушителя, так и для подвергающихся посягательству общественных отношений.
Обращаться к гражданам следует уважительно, сохраняя самообладание и не поддаваясь провокациям со стороны как самого нарушителя правопорядка, так и третьих лиц. Поведение третьих лиц зачастую оказывает существенное влияние на мотивацию нарушителя: резко негативная реакция на нарушение правопорядка со стороны окружающих граждан станет «помощником» сотруднику полиции в восстановлении общественного порядка, в то время как поощрение нарушителя либо молчаливое одобрение его действий гражданами даст сигнал к продолжению противоправного поведения и оказанию неповиновения стражам правопорядка.
Сотрудник у полиции, осуществляющему пресечение правонарушения, необходимо быть готовым и к негативному развитию событий. В связи с этим соблюдать безопасную дистанцию с нарушителем, даже при проверке его документов, наблюдать за действиями нарушителя и окружающей обстановкой, быть готовым к отражению нападения и преодолению противодействия.
