К вопросу о специфике деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при обеспечении режима военного положения
Аннотация
В настоящей работе рассматриваются актуальные вопросы административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в условиях введения на отдельных территориях Российской Федерации режима военного положения. Автором анализируются нормативные правовые акты и основные полномочия, регламентирующие деятельность органов внутренних дел в период действия особых условий. Целью работы является выявление проблемных аспектов правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации во взаимодействии с органами исполнительной власти, которые также выполняют специальные задачи в обеспечении режима военного положения. Практическая значимость настоящей работы определяется возможностью использования полученных результатов исследования в разработке предложений по совершенствованию административного законодательства.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Административное право и процесс № 12/2025 |
| Страницы | 57-60 |
| DOI | 10.18572/2071-1166-2025-12-57-60 |
Введение режима военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее субъектах регламентируется Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ (далее — Федеральный конституционный закон «О военном положении»). В этом же законе отражен перечень дополнительных аспектов, которые были включены в него в 2023 и 2024 гг. путем принятия соответствующих поправок. Такая тенденция обусловлена введением режима военного положения на территориях некоторых субъектов Российской Федерации и выполнением дополнительных задач органами исполнительной власти в рамках проведения специальной военной операции (СВО).
При введении военного положения служба в органах внутренних дел (ОВД) регулируется дополнительным перечнем специальных нормативных правовых актов. Разрабатывается план единой дислокации, увеличивается количество нарядов и дежурных служб. Такая деятельность осуществляется во взаимодействии с военными, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (далее — Росгвардия), органами местного самоуправления и пр. В подразделениях органов внутренних дел формируются дополнительные группы задержания и резервы, которые могут оперативно реагировать на сообщения о преступлениях.
Охрана и обеспечение общественного порядка и безопасности при введении режима военного положения выходит на первый план. Одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел является эвакуация и переселение населения, которое проживает вблизи территории вооруженного конфликта. Сотрудники ОВД при эвакуации граждан должны обеспечивать безопасность места, где таковая проходит, также на них возлагается обязанность обеспечения безопасности мест временного размещения граждан. Для реализации данных полномочий создаются различные функциональные группы, в обязанности которых входит патрулирование местности, обеспечение общественной безопасности, контроль за безопасностью дорожного движения и организация контрольно-пропускного режима.
Организация контрольно-пропускного режима при введении военного положения возложена в том числе и на сотрудников ОВД и является важной мерой обеспечения безопасности, порядка и контроля за перемещением людей, транспорта и грузов. Этот режим позволяет предотвратить проникновение диверсантов, террористов, определенных предметов (например, оружия, боеприпасов и пр.), а также ограничить перемещение граждан в зонах, где это может представлять угрозу для обороны или общественной безопасности. Сотрудники ОВД в рамках обеспечения правого режима регулируют дорожное движение, запрещают въезд транспортных средств в зоны проведения различных мероприятий, а также осуществляют их досмотр.
