Дата публикации: 04.12.2025

Совмещение федеральными органами исполнительной власти полномочий разработчика и контролера обязательных требований

Аннотация

В статье анализируются случаи, когда некоторые федеральные органы исполнительной власти осуществляют сначала установление обязательных требований, а затем оценку соблюдения установленных требований при помощи контрольных (надзорных) мероприятий. Отмечено, что, несмотря на проведенную реформу обязательных требований, совершенствование не затронуло полномочий органов, которые одновременно выполняют роль регулирующего и контрольного (надзорного) органа, что порождает смену приоритетов в их деятельности с предотвращения случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на обеспечение удобства контроля (надзора). С учетом выявленного пробела, а также сделанных на основе исследования выводов обоснована недопустимость совмещения регулирующих и контрольных (надзорных) полномочий у одного органа и целесообразность разграничения полномочий.




В 2020 г. была проведена масштабная реформа, направленная на оптимизацию регулирования экономической деятельности за счет комплекса мероприятий разнопланового характера. Первая составляющая реформы была направлена на обновление массива обязательных требований, предъявляемых к предпринимательской и иной экономической деятельности, а вторая — на модернизацию процесса оценки соблюдения хозяйствующими субъектами указанных требований (контрольной (надзорной) деятельности). Основными законодательными актами реформы стали соответственно Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 247-ФЗ) и Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ). Необходимость разработки двух отдельных законодательных актов была обусловлена принципиальной разницей двух процессов — разработки обязательных требований и последующей оценки их соблюдения (контроля (надзора)).

Реформа позволила решить сразу множество практических проблем, в том числе:

— определение правила, что в случае противоречия двух обязательных требований, которые установлены актами равной юридической силы, контролируемое лицо вправе самостоятельно выбрать, какое требование ему следует соблюдать;

— пересмотр значительного числа обязательных требований, установленных актами федеральных органов исполнительной власти; — установление принципа, что проведение добровольных профилактических мероприятий (например, информирование, консультирование, профилактические визиты и т.д.) в контрольной (надзорной) деятельности является приоритетом по сравнению с принудительными контрольными (надзорными) мероприятиями (например, проверкой, контрольной закупкой, рейдовым осмотром и т.д.);

— возложение на контрольные (надзорные) органы обязанности применять систему оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (т.е. планировать перечень контролируемых лиц, в отношении которых требуется провести проверку, в зависимости от вероятности совершения ими правонарушений).

Список литературы

1. Белов В.А. Так что же такое конкурентное право? / В.А. Белов // Закон. 2020. № 2. С. 44–64.
2. Горош Ю.В. Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии / Ю.В. Горош, Й. Швейгл // Современное право. 2017. № 8. С. 121–133.
3. Калмыкова А.В. Совершенствование правового статуса федеральных контрольно-надзорных органов в условиях административной реформы / А.В. Калмыкова // Журнал российского права. 2004. № 8. С. 23–33.
4. Переседов А.М. Административно-правовая превенция в контрольной (надзорной) деятельности федеральных органов исполнительной власти : диссертация кандидата юридических наук / А.М. Переседов. Москва, 2023. 246 с.
5. Плаксин C.М. Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность в Российской Федерации. Аналитический доклад — 2019 / C.М. Плаксин [и др.]. Москва : НИУ ВШЭ, 2020. 140 с.
6. Плаксин C.М. Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность в Российской Федерации. Аналитический доклад — 2020–2021 / C.М. Плаксин [и др.]. Москва : НИУ ВШЭ, 2021. 147 с.
7. Романовская О.В. Конституция России и фронтолиз государственной власти / О.В. Романовская // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 9. С. 22–25.
8. Саркисянц А. Центральный банк как мегарегулятор / А. Саркисянц // Бухгалтерия и банки. 2013. № 9. С. 49–57.
9. Фиалковская И.Д. К вопросу о совмещении регулирующей и контролирующей деятельности федеральной службы по финансовым рынкам на рынке эмиссионных ценных бумаг / И.Д. Фиалковская, К.А. Савинов // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. 2

Остальные статьи