Совмещение федеральными органами исполнительной власти полномочий разработчика и контролера обязательных требований
Аннотация
В статье анализируются случаи, когда некоторые федеральные органы исполнительной власти осуществляют сначала установление обязательных требований, а затем оценку соблюдения установленных требований при помощи контрольных (надзорных) мероприятий. Отмечено, что, несмотря на проведенную реформу обязательных требований, совершенствование не затронуло полномочий органов, которые одновременно выполняют роль регулирующего и контрольного (надзорного) органа, что порождает смену приоритетов в их деятельности с предотвращения случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на обеспечение удобства контроля (надзора). С учетом выявленного пробела, а также сделанных на основе исследования выводов обоснована недопустимость совмещения регулирующих и контрольных (надзорных) полномочий у одного органа и целесообразность разграничения полномочий.
| Тип | Статья |
| Издание | Административное право и процесс № 12/2025 |
| Страницы | 46-49 |
| DOI | 10.18572/2071-1166-2025-12-46-49 |
В 2020 г. была проведена масштабная реформа, направленная на оптимизацию регулирования экономической деятельности за счет комплекса мероприятий разнопланового характера. Первая составляющая реформы была направлена на обновление массива обязательных требований, предъявляемых к предпринимательской и иной экономической деятельности, а вторая — на модернизацию процесса оценки соблюдения хозяйствующими субъектами указанных требований (контрольной (надзорной) деятельности). Основными законодательными актами реформы стали соответственно Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 247-ФЗ) и Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ). Необходимость разработки двух отдельных законодательных актов была обусловлена принципиальной разницей двух процессов — разработки обязательных требований и последующей оценки их соблюдения (контроля (надзора)).
Реформа позволила решить сразу множество практических проблем, в том числе:
— определение правила, что в случае противоречия двух обязательных требований, которые установлены актами равной юридической силы, контролируемое лицо вправе самостоятельно выбрать, какое требование ему следует соблюдать;
— пересмотр значительного числа обязательных требований, установленных актами федеральных органов исполнительной власти; — установление принципа, что проведение добровольных профилактических мероприятий (например, информирование, консультирование, профилактические визиты и т.д.) в контрольной (надзорной) деятельности является приоритетом по сравнению с принудительными контрольными (надзорными) мероприятиями (например, проверкой, контрольной закупкой, рейдовым осмотром и т.д.);
— возложение на контрольные (надзорные) органы обязанности применять систему оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (т.е. планировать перечень контролируемых лиц, в отношении которых требуется провести проверку, в зависимости от вероятности совершения ими правонарушений).
