30 лет Федеральному закону «О безопасности дорожного движения»: итоги и перспективы совершенствования
Аннотация
В 2025 г. Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» исполняется 30 лет. Указанный законодательный акт определяет приоритетные направления и принципы государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, инструменты их реализации, регламентирует основные требования, предъявляемые к субъектам, функционирующим в данной области. За прошедшие 30 лет закон подвергся многократным изменениям, в его текст вносились как существенные и объемные нормативные дополнения, так и технические правки. В статье проводится комплексный анализ действующей редакции закона, выявляются системные проблемы правового регулирования, включая декларативность отдельных положений, наличие терминологических противоречий. С целью совершенствования правовых основ деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, необходимого для достижения поставленных целей по снижению смертности в дорожно-транспортных происшествиях, разработаны предложения по изменению и дополнению норм Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Административное право и процесс № 12/2025 |
| Страницы | 33-39 |
| DOI | 10.18572/2071-1166-2025-12-33-39 |
Безопасность дорожного движения, несмотря на значительную техническую составляющую, представляет собой в первую очередь социальнодетерминированный феномен, следовательно, подчиняется общим законам регулирования социальных процессов. Основным регулятором общественных отношений является право как комплексное образование, характеризующееся структурной сложностью и функциональной дифференциацией.
В рассматриваемой нами сфере общественных отношений ключевое место занимает принятый 30 лет назад Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (да лее — Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», Закон). Указанный законодательный акт устанавливает основы государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения (БДД) и инструменты ее реализации, определяет систему принципов обеспечения БДД, закрепляет нормативные требования, предъявляемые к субъектам соответствующей деятельности (от органов власти и юридических лиц, осуществляющих транспортную и иную деятельность, до участников дорожного движения).
Принятие Закона ознаменовало собой качественно новый этап развития правового регулирования в области БДД, на котором удалось преодолеть ведомственное нормотворчество, характеризовавшееся бессистемностью, фрагментарностью регламентации и направленностью на неоправданно широкий круг общественных отношений в области дорожного движения. Важность исследуемого Закона несомненна, однако в научной литературе неоднократно обосновывалась необходимость корректировки содержащихся в нем нормативных положений. Некоторые авторы предлагают и вовсе кардинальные решения, которые заключаются в принятии принципиально новых нормативных правовых актов взамен Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Так, высказывались идеи о разработке единого закона, «регулирующего все вопросы, связанные с дорожным движением», по аналогии с существующими в зарубежных странах. А.А. Беженцев выделяет 11 ключевых компонентов такого правового акта, включая: задачи, принципы, направления обеспечения БДД, распределение компетенций между органами власти, механизмы общественного участия, систему статистического учета, программирование профилактических мер, стандарты безопасности инфраструктуры и транспорта, правовой статус участников движения, порядок допуска к управлению транспортными средствами, медицинское обеспечение, систему публичного контроля, виды юридической ответственности.
