Дата публикации: 04.12.2025

Векторы взаимодействия Роструда и работодателей по соблюдению ими обязательных требований в сфере труда для обеспечения кадровой безопасности

Аннотация

В статье раскрыты три вектора взаимодействия Роструда и работодателей по соблюдению ими обязательных требований в сфере труда: распределение работодателей по категориям риска; формирование системы индикаторов риска; приоритет профилактических мер, осуществляемых Рострудом по отношению к работодателям. Доказывается, что только добросовестность работодателя может обеспечить его кадровую безопасность. В результате исследования подчеркиваются достоинства разграничения работодателей по категориям риска; предлагается отразить в индикаторах риска системные нарушения обязательных требований (приводится авторская редакция такого индикатора); исследуются вопросы влияния профилактических мер на процесс взаимодействия Роструда и работодателей и аргументируется отсутствие необходимости устанавливать новые сроки проведения обязательных профилактических визитов работодателей иных, кроме высокого, категорий рисков. Приводятся доводы о целесообразности делегировать эти полномочия негосударственным субъектам, которых предлагается подвергнуть обязательной аккредитации при Роструде и именовать трудовыми аудиторами. Авторы высказывают иные предложения о значимости введения трудового аудита как нового способа взаимодействия Роструда и работодателей.




Концепцией совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года подчеркивается несформированность системы взаимодействия контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами. Имеются решения о включении в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий, основанные на категории риска, присвоенной объекту контроля; имеются решения о проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при нарушении контролируемым лицом обязательных требований, установленных индикатором риска; имеются решения о нанесении профилактического визита в отношении объекта контроля. Однако отсутствует система вынесения этих решений или система взаимодействия органа контроля (надзора) с контролируемым лицом, которая делает обоюдно выгодным их взаимодействие.

В числе государственных органов контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в сфере труда особо выделяется Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Это традиционно специализированный субъект контроля (надзора) за соблюдением законодательства в сфере труда, в связи с чем именно на примере его нами и будут выявлены и изучены отдельные направления взаимодействия с объектами контроля.

В специальной литературе вопросам государственного контроля (надзора), в том числе и за соблюдением работодателями законодательства в сфере труда, посвящено немало диссертационных и монографических исследований: от анализа И.Ю. Ташбековой их исторического развития («Правовое регулирование деятельности фабричной инспекции в России в конце ХIХ — начале ХХ вв.». Москва, 2006), изучения В.М. Артеменко («Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде». Москва, 1975), М.С. Студеникиной («Государственные инспекции в СССР». Москва, 1987) советского периода деятельности инспекций и до их современных исследований М.И. Губенко («Правовое регулирование охраны труда, надзорно-контрольной деятельности за соблюдением законодательства о труде и охране труда». Пермь, 2003), Т.А. Нестеровой («Государственные органы и их служащие в системе защиты трудовых прав». Пермь, 2005), С.Е. Титор («Инспекция труда в России: историко-правовое исследование. Москва, 2018) и др.

Несомненно, проведенные исследования позволили всесторонне изучить деятельность государственных инспекций труда, а учитывая преимущество работника как слабой стороны трудового правоотношения, ученые в основном сосредоточивались на защите трудовых прав работников, сужая этими вопросами рассмотрение взаимодействия работодателей и контрольных (надзорных) органов государства. Однако в стороне остались вопросы эффективного взаимодействия государственных инспекций труда и работодателей с позиции кадровой безопасности работодателя как объекта контроля. Поскольку эту позицию необходимо учитывать при формировании системы взаимодействия контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами, подробнее рассмотрим в настоящей статье векторы такого взаимодействия со стороны Роструда.

Список литературы

1. Артеменко В.М. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде : автореферат диссертации кандидата юридических наук // В.М. Артеменко. Москва, 1975. 24 с.
2. Губенко М.И. Правовое регулирование охраны труда, надзорно-контрольной деятельности за соблюдением законодательства о труде и охране труда : автореферат диссертации кандидата юридических наук / М.И. Губенко. Пермь, 2003. 23 с.
3. Нестерова Т.А. Государственные органы и их служащие в системе защиты трудовых прав / Т.А. Нестерова. Пермь : Издательство Пермского университета, 2005. 406 с.
4. Студеникина М.С. Государственные инспекции в СССР / М.С. Студеникина. Москва : Юридическая литература, 1987. 108 с.
5. Ташбекова И.Ю. Правовое регулирование деятельности фабричной инспекции в России в конце ХIХ — начале ХХ вв : автореферат диссертации кандидата юридических наук / И.Ю. Ташбекова. Москва, 2006. 27 с.
6. Титор С.Е. Инспекция труда в России: историко-правовое исследование : монография / С.Е. Титор. Москва : Издательский дом ГУУ, 2018. 167 с.

Остальные статьи