Проблемы и перспективы повышения эффективности организации и функционирования института общественного контроля в России
Аннотация
Настоящая статья посвящена публично-правовому анализу современных проблем и перспектив повышения эффективности организации и функционирования института общественного контроля в Российской Федерации. В работе отмечается, что под эффективностью данного института гражданского общества следует понимать степень реализации целей и задач общественного контроля. Целью научного исследования выступают не только формализация и анализ основных проблем, препятствующих повышению эффективности института общественного контроля в России, но и разработка, а также обоснование системы мероприятий по разрешению указанных проблем.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Административное право и процесс № 12/2025 |
| Страницы | 20-24 |
| DOI | 10.18572/2071-1166-2025-12-20-24 |
Вопросы организации и функционирования института общественного контроля широко исследуются в работах М.Р. Галяутдинова, А.Д. Малютина, Е.Е. Никитиной, В.М. Редкоус, А.А. Спиридонова, А.А. Тишаковой и многих других авторов. Важное значение в анализе практики функционирования данного института гражданского общества играют и посвященные современных проблемам организации и деятельности субъектов общественного контроля работы таких авторов, как, например, Л.Н. Васильева, В.А. Егоров, А.М. Житнева, А.М. Кононов, Т.Н. Михеева. Однако доля научных работ, затрагивающих проблематику определения оптимального режима функционирования института общественного контроля в России, представляется незначительной, чем и обусловлен выбор темы настоящего научного исследования, целью которого являются не только формализация и анализ основных проблем, препятствующих повышению эффективности института общественного контроля в Российской Федерации, но и разработка, а также обоснование системы мероприятий по разрешению указанных проблем.
В соответствии с Конституцией РФ многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в стране, реализующим свои властные полномочия через систему прямых и опосредованных форм народовластия. Однако конституционные принципы народовластия и участия граждан России в управлении делами государства, как и вся система прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, нуждается в системе юридических гарантий, важнейшей из которых выступает институт общественного контроля, посредством которого граждане страны, а также многочисленные общественные объединения получают возможность контролировать действия, акты и решения не только органов государственной власти, органов местного самоуправления, но и любых иных субъектов права, которые наделены публичными полномочиями в соответствии с федеральными законами.
Институт общественного контроля, несмотря на то что показал себя за последние 20 лет успешным и динамично развивающимся институтом гражданского общества, не лишен ряда проблем и недостатков в своем развитии. Чем же это обусловлено?
Во-первых, даже в масштабах новейшей российской истории институт общественного контроля достаточно «молод», хотя ему и предшествовали десятилетия существования института народного контроля власти во времена СССР. Однако народный контроль на закате существования СССР был исключен из понятийного аппарата, хотя, как мы отмечали в ранее проведенных исследованиях, он показал исключительную эффективность особенно в части контроля за государственными предприятиями и учреждениями, а также в плане борьбы с хищениями социалистической собственности. И институт общественного контроля, несмотря на внешнюю схожесть с институтом народного контроля, имеет ряд концептуальных различий с ним (например, он не закреплен в Конституции станы, у него уже круг объектов контроля, слабее полномочия субъектов). В силу этого значительная часть советского опыта функционирования института народного контроля власти не может быть оптимально адаптирована в практику функционирования субъектов общественного контроля.
