Дата публикации: 04.12.2025

Цифровая трансформация государственного управления на основе искусственного интеллекта

Аннотация

В статье анализируется трансформация государственного управления на основе технологий искусственного интеллекта (ИИ). Рассматривается переход от традиционных иерархических моделей к распределенным системам, выявляются сферы, в которых ИИ демонстрирует наибольшую эффективность, а также обсуждаются границы его применения с точки зрения этики и профессиональной ответственности. В статье проанализированы ключевые этапы формирования инфраструктуры, запуски пилотных проектов, проблемы и барьеры цифровой трансформации, а также представлены авторские выводы и рекомендации по повышению эффективности использования ИИ-технологий в госсекторе.




В последние годы государственные органы все активнее внедряют ИИ-решения не как моду, а как инструмент системных преобразований. Рост объемов закупок вычислительных ускорителей для нейросетей свидетельствует о том, что цифровизация выходит за рамки точечных проектов, становясь основанием новой модели управления. Концепция «умного» управления приобрела принципиальное значение для государственных институтов. Инициативы различных стран подтверждают, что интеграция ИИ становится не просто вспомогательным инструментом, но критическим ресурсом оптимизации административных процедур, обеспечения прозрачности и повышения качества оказываемых услуг. Традиционные представления о власти, заложенные в пирамидальных структурах, постепенно уступают место сетевому подходу.

Анализ работ А.С. Барычева показывает, что применение ИИ к большим массивам данных открывает новые возможности для ускорения и повышения качества управленческих решений. Автор указывает на то, что автоматизированный всесторонний анализ информации способствует более обоснованным выводам и снижает вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором. В свою очередь О.Н. Кушнерова и А.А. Игнатьева обращают внимание на то, что интеллектуальные инструменты позволяют госслужащим выполнять свои задачи быстрее и с меньшими затратами ресурсов, что, по их мнению, приводит к повышению удовлетворенности граждан качеством государственных услуг.

Наибольшая отдача от внедрения ИИ наблюдается в процессах высокой повторяемости и стандартизованных алгоритмов. Речь идет об автоматической маршрутизации заявок граждан, прогнозировании нагрузки на службы экстренного реагирования, анализе социальных и экономических индикаторов для принятия проактивных решений. В то же время сферы, требующие эмпатии, морального выбора или индивидуального подхода к уязвимым группам, нуждаются в жестко выверенных этических протоколах. Даже самые совершенные алгоритмы не могут заменить гуманистического измерения, присущего профессиональной ответственности государственного служащего.

Видение государства как системы, функционирующей по принципам распределенной нейросети, позволяет переосмыслить не только техническую инфраструктуру, но и саму логику взаимодействия с гражданами. Анализ зарубежного опыта демонстрирует два взаимодополняющих вектора развития: во-первых, создание национальных стратегий, определяющих долгосрочные приоритеты финансирования и нормативного регулирования; во-вторых, практическая интеграция ИИ-решений в повседневные процессы органов власти. Так, в «Плане развития искусственного интеллекта следующего поколения», подготовленном Государственным советом КНР, заложена концепция модульных цифровых сервисов, охватывающих образование, здравоохранение и судебную систему. Похожую роль призвана сыграть национальная стратегия ОАЭ до 2031 г., где, помимо привлечения инвестиций, особое внимание уделяется созданию «умных» платформ, способных прогнозировать потребности граждан и автоматически перенаправлять их в соответствующие ведомства. Интересно, что Эмираты стали первой страной мира, где появилась должность министра по ИИ, что свидетельствует об институционализации этого направления. В Российской Федерации подготовленный в 2019 г. Указ Президента РФ № 490 заложил правовую основу для внедрения ИИ в рамках национальных программ цифровизации, открыв возможности для оптимизации внутренних процессов и повышения прозрачности деятельности государственных органов.

Список литературы

1. Алексеева М.В. Правовое регулирование искусственного интеллекта в государственном управлении в Российской Федерации: вызовы и возможности / М.В. Алексеева // Правовой порядок и правовые ценности. 2025. Т. 3. № 2. С. 23–32.
2. Зезина Е.С. Правовое регулирование деятельности искусственного интеллекта в сфере государственного управления / Е.С. Зезина, О.А. Владимирова, М.Г. Ращупкина // Вестник Международного института рынка. 2025. № 1. С. 89–92.
3. Катанандов С.Л. Технологическое развитие современных государств: искусственный интеллект в государственном управлении / С.Л. Катанандов, А.А. Ковалев // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 1. С. 174–182.
4. Кушнерова О.Н. Искусственный интеллект в государственном управлении: тенденции и ориентиры развития / О.Н. Кушнерова, А.А. Игнатьева. Хабаровск : Тихоокеанский государственный университет, 2023. 67 с.
5. Таппасханова Е.О. Основные ограничения и препятствия в использовании искусственного интеллекта в государственном управлении / Е.О. Таппасханова, З.А. Зумакулова, Р.А. Токмакова // Вопросы российского и международного права. 2023. Т. 13. № 5А. С. 95–103.

Остальные статьи