Административный иск — универсальное средство защиты в сфере административных и иных публичных правоотношений: гипотеза или аксиома процессуальной формы административного судопроизводства?
Аннотация
В статье административный иск рассматривается в качестве неотъемлемого элемента процессуальной формы административного судопроизводства. Автор задается вопросом: административный иск — универсальное средство защиты прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений или нет; является ли исковая форма приемлемой для всех административных дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства? Отмечается проблема хаотичного правового закрепления, а где-то вообще отсутствия, в материальном публичном, в том числе и административном, праве способов защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений, что негативно сказывается на судебной защите, не позволяет должным образом провести классификацию административных исков, тем самым обеспечить надлежащую и эффективную защиту прав, свобод и законных интересов посредством административного судопроизводства.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Административное право и процесс № 12/2025 |
| Страницы | 3-11 |
| DOI | 10.18572/2071-1166-2025-12-3-11 |
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации ознаменовал введение в процессуальное законодательство конструкцию «административный иск», вобравшую в себя традиции понимания, сложившиеся в науке гражданского процессуального права, и представляющую собой универсальное процессуальное средство защиты (средство судебной защиты, средство возбуждения судебной деятельности) прав и законных интересов физических и юридических лиц в их отношениях с административными органами, их должностными лицами, организациями, наделенными отдельными публичными полномочиями.
Изучение проблематики административного иска и исковой формы защиты в сфере административных и иных публичных правоотношений имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как правильное использование административного иска как средства защиты обусловливает точное осуществление задач административного судопроизводства, способствует укреплению законности в сфере административных и иных публичных правоотношений, обеспечивает защиту национальных интересов. Качественное и правильное формулирование требований административного истца к административному ответчику при подаче административного искового заявления будет способствовать решению задач административного судопроизводства, в частности защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере публичного права; созданию устойчивых предпосылок для исполнения судебных решений по административным делам, оптимизации процедур осуществления судебного контроля с целью повышения уровня законности и объективности исполнения административными органами публично-властных полномочий.
М.Ю. Старилов совершенно справедливо полагает, что «исковая форма административного судопроизводства и административный иск представляют собой наиболее подходящую (надлежащую) процессуальную форму для полноценного рассмотрения и разрешения дел, возникающих в сфере административных и иных публичных правоотношений». С точки зрения защиты прав, свобод, законных интересов исковая форма наиболее эффективна для восстановления нарушенных прав граждан от нелегитимных действий и решений публичной администрации. Надо сказать, что до принятия Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ученые пытались выявить критерии разграничения искового производства и производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений. В итоге приходили к выводу, что общепринятые признаки производства по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений: «…наличие контроля со стороны суда за действиями государственного органа или должностного лица и публично-правовой характер правоотношения — предмета судебного рассмотрения на самом деле не могут выступать критериями разграничения искового и производства из публичных правоотношений, поскольку одинаково возможны в обоих производствах».
