Дата публикации: 13.11.2025

Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства в контексте введения налога на сверхприбыль

Аннотация

В статье анализируется содержание принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства в конституционном праве Российской Федерации и возможность реализации элементов содержания данного принципа в налоговом праве применительно к правоотношениям, возникшим в связи с введением налога на сверхприбыль. Затрагиваются такие сущностные аспекты принципа, как соблюдение стабильности и определенности налогово-правового регулирования, необходимость надлежащего гарантирования прав и законных интересов субъектов длящихся правоотношений и другие применительно к правоотношениям по уплате налога на сверхприбыль организациями — резидентами особых экономических зон и организациями — участниками соглашения о защите и поощрении капиталовложений.




Прообразами принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства являются принцип защиты правомерных ожиданий (the principle of protection of legitimate expectations) и принцип защиты доверия (vertrauensschutz), которые зародились параллельно в англо-саксонской и романо-германской правовой семье соответственно. В Российской Федерации принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства является конституционным, что подтверждают решения Конституционного Суда Российской Федерации (далее — КС РФ).

В рамках разрешения конституционных споров КС РФ включает в содержание принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства следующие аспекты: ответственность законодателя за качество принимаемых решений, обеспечение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему правовых норм, гарантию прав и законных интересов субъектов длящихся правоотношений в случае внесения изменений в условия их реализации, предоставление гражданам и их объединениям адекватных временных и иных возможностей для адаптации к изменившимся нормативным условиям приобретения и реализации прав и свобод, предсказуемость политики в социальной сфере. Данное содержание не является исчерпывающим и раскрывается более подробно в решениях судов в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Чтобы уйти от формального перечисления составляющих принципа и гипотетически оценить, на какие правоотношения может распространяться данный принцип, представители научного сообщества в попытках структурировать содержание доверия к закону и действиям государства разделились на приверженцев нескольких позиций.

И.А. Алешкова и И.А. Дудков рассматривают содержание принципа исходя из терминологии его названия, подразделяя его на элементы поддержания доверия граждан к закону и поддержания доверия граждан к действиям органов публичной власти, каждый из которых предполагает отдельный правовой механизм реализации. Данный подход является буквальным, в связи с чем и не подлежит оспариванию, но не отражает глубинные сущностные взаимосвязи между элементами принципа и динамику его развития.

Н.А. Арапов разделяет содержание принципа на ключевые элементы: стабильность правопорядка, определенность правового регулирования и добросовестность. Каждый из элементов ученым рассматривается не только в теории, но и применительно к определенной подотрасли или институту конституционного права с указанием конкретных инструментов его реализации. Приведенная позиция является ценной, так как не только затрагивает буквальное толкование принципа, но и на основе решений КС РФ выводит совокупность аспектов, его составляющих.  

Список литературы

1. Алешкова И.А. Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства: конституционное содержание и особенности его обеспечения в практике Конституционного Суда РФ / И.А. Алешкова, И.А. Дудко // Образование и право. 2021. № 2. С. 44–48.
2. Арапов Н.А. Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства в российском конституционном праве и правосудии : автореферат диссертации кандидата юридических наук / Н.А. Арапов. Санкт-Петербург, 2015. 27 с.
3. Бондарь Н.С. Социальная справедливость как методологическая основа функционирования и развития современных судебно-правовых систем / Н.С. Бондарь // Российская юстиция. 2024. № 8. С. 49–56.
4. Володина С.В. Сущность и содержание конституционного принципа доверия // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2025. № 1 (3s). С. 157–166.
5. Гаджиев Х.И. Сближение правовых систем: роль международного правосудия // Журнал российского права. 2022. № 8. С. 119–131.
6. Красюков А.В. Чрезвычайное налоговое право / А.В. Красюков // Финансовое право. 2024. № 7. С. 18–22.
7. Кукушкин Д.С. Генезис принципа добросовестности в налоговом праве / Д.С. Кукушкин // Финансовое право. 2022. № 8. С. 31–35.
8. Поветкина Н.А. Принципы правового обеспечения финансовой устойчивости РФ: теоретические подходы и классификация / Н.А. Поветкина // Журнал российского права. 2017. № 5. С. 64–80.
9. Рябова Е.В. Принцип эквивалентности страховых взносов в свете теории выгоды: правовое преломление / Е.В. Рябова, А.А. Копина, З.К. Есымханова // Финансовое право. 2022. № 12. С. 20–26.
10. Савина А.В. К феномену доверия в финансово-правовой сфере / А.В. Савина // Актуальные проблемы государства и права. 2022. № 24. С. 540–546.
11. Черновол К.А. Концепция правомерных ожиданий: европейский и российский опыт / К.А. Черновол // Правоведение. 2019. № 1. С. 181–191.

Остальные статьи