Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства в контексте введения налога на сверхприбыль
Аннотация
В статье анализируется содержание принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства в конституционном праве Российской Федерации и возможность реализации элементов содержания данного принципа в налоговом праве применительно к правоотношениям, возникшим в связи с введением налога на сверхприбыль. Затрагиваются такие сущностные аспекты принципа, как соблюдение стабильности и определенности налогово-правового регулирования, необходимость надлежащего гарантирования прав и законных интересов субъектов длящихся правоотношений и другие применительно к правоотношениям по уплате налога на сверхприбыль организациями — резидентами особых экономических зон и организациями — участниками соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Финансовое право № 11/2025 |
| Страницы | 33-36 |
| DOI | 10.18572/1813-1220-2025-11-33-36 |
Прообразами принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства являются принцип защиты правомерных ожиданий (the principle of protection of legitimate expectations) и принцип защиты доверия (vertrauensschutz), которые зародились параллельно в англо-саксонской и романо-германской правовой семье соответственно. В Российской Федерации принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства является конституционным, что подтверждают решения Конституционного Суда Российской Федерации (далее — КС РФ).
В рамках разрешения конституционных споров КС РФ включает в содержание принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства следующие аспекты: ответственность законодателя за качество принимаемых решений, обеспечение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему правовых норм, гарантию прав и законных интересов субъектов длящихся правоотношений в случае внесения изменений в условия их реализации, предоставление гражданам и их объединениям адекватных временных и иных возможностей для адаптации к изменившимся нормативным условиям приобретения и реализации прав и свобод, предсказуемость политики в социальной сфере. Данное содержание не является исчерпывающим и раскрывается более подробно в решениях судов в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Чтобы уйти от формального перечисления составляющих принципа и гипотетически оценить, на какие правоотношения может распространяться данный принцип, представители научного сообщества в попытках структурировать содержание доверия к закону и действиям государства разделились на приверженцев нескольких позиций.
И.А. Алешкова и И.А. Дудков рассматривают содержание принципа исходя из терминологии его названия, подразделяя его на элементы поддержания доверия граждан к закону и поддержания доверия граждан к действиям органов публичной власти, каждый из которых предполагает отдельный правовой механизм реализации. Данный подход является буквальным, в связи с чем и не подлежит оспариванию, но не отражает глубинные сущностные взаимосвязи между элементами принципа и динамику его развития.
Н.А. Арапов разделяет содержание принципа на ключевые элементы: стабильность правопорядка, определенность правового регулирования и добросовестность. Каждый из элементов ученым рассматривается не только в теории, но и применительно к определенной подотрасли или институту конституционного права с указанием конкретных инструментов его реализации. Приведенная позиция является ценной, так как не только затрагивает буквальное толкование принципа, но и на основе решений КС РФ выводит совокупность аспектов, его составляющих.
