К вопросу о роли международных стандартов и соглашений в развитии системы государственного аудита в странах БРИКС
Аннотация
В статье рассматривается влияние международных стандартов и соглашений на развитие системы государственного аудита в странах БРИКС. Проанализированы Международные стандарты высших органов аудита (ISSAI), разработанные Международной организацией высших органов аудита (INTOSAI), а также роль международных соглашений, таких как рекомендации по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) и Конвенция ООН против коррупции, в формировании современной аудиторской практики. Особое внимание уделено процессу адаптации международных стандартов в странах БРИКС. Выявлены ключевые направления институциональных и методологических реформ, а также обозначена связь аудиторских преобразований с достижением целей устойчивого развития.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Финансовое право № 11/2025 |
| Страницы | 27-30 |
| DOI | 10.18572/1813-1220-2025-11-27-30 |
Аудит в финансово-правовом смысле представляет собой ключевой институт независимой финансовой проверки, обеспечивающий достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, законность и эффективность использования ресурсов. Он выполняет двоякую функцию: с одной стороны, является юридическим инструментом защиты публичных интересов, с другой — служит гарантом прозрачности и доверия в отношениях между государством, хозяйствующими субъектами и обществом в целом.
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность определяется как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Законодатель закрепляет принципы независимости, объективности, конфиденциальности и профессиональной заботы, обеспечивающие правовую основу функционирования аудита в системе финансового права.
В научной литературе аудит справедливо рассматривается как структурный элемент системы финансового права и разновидность финансового контроля. Так, Т.С. Анисифоров отмечает, что аудит является неотъемлемой частью института финансового контроля, направленного на обеспечение прозрачности и законности финансовых отношений. Такую позицию разделяет и Е.Б. Стрелкова, определяя аудит как форму независимого контроля, регулирующую финансово-правовые отношения и выполняющую регулятивную функцию в рыночной экономике. Кроме того, исследователи отмечают, что аудиторский контроль, хотя и относится к формам финансового контроля, тесно интегрирован в систему финансового права и обладает особым значением благодаря принципу независимости, который обеспечивает объективность результатов и доверие к ним.
Страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка, Объединенные Арабские Эмираты, Иран, Эфиопия, Египет и Индонезия) провозгласили своим основным направлением деятельности стремление к устойчивому экономическому росту и повышению эффективности государственного управления. В таких условиях аудит приобретает особое значение, поскольку становится инструментом укрепления доверия к государственным институтам, развития устойчивого управления и гармонизации национальных систем контроля с международными стандартами.
В качестве методологической основы для развития национальных систем аудита выступают Международные стандарты высших органов аудита (далее — ISSAI), разработанные Международной организацией высших органов финансового контроля (далее — INTOSAI). Эти стандарты включают принципы и процедуры, охватывающие все виды аудита — финансовый, соответствующий и операционный. Основным назначением ISSAI является обеспечение сопоставимости, транспарентности и надежности аудиторских процедур, что, в свою очередь, способствует формированию эффективных институтов государственного управления и усилению доверия граждан к бюджетной системе.
