Резервные механизмы бюджетной системы Российской Федерации: определенность правового регулирования
Аннотация
В статье исследуются актуальные вопросы правового регулирования резервных финансовых механизмов в условиях экономической нестабильности и усиления вызовов для бюджетной системы Российской Федерации. Автор анализирует пробелы действующего бюджетного законодательства, связанные с отсутствием четкого определения ключевых понятий «резервный фонд» и «зарезервированные бюджетные ассигнования». На основе сравнительно-правового анализа выявляются общие и отличительные черты рассматриваемых категорий. Особое внимание уделяется изменениям бюджетного законодательства 2023–2024 гг., а также практическим аспектам использования резервных механизмов, в том числе в условиях специальной военной операции. Автор приходит к выводу о необходимости законодательного закрепления анализируемых понятий и предлагает пути совершенствования бюджетного законодательства для повышения гибкости управления бюджетными средствами в кризисных условиях.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Финансовое право № 11/2025 |
| Страницы | 23-26 |
| DOI | 10.18572/1813-1220-2025-11-23-26 |
Действующее российское законодательство не содержит единого понятия «резервный фонд» и «зарезервированные бюджетные ассигнования (средства, источники)». Субъекты Российской Федерации отмечают неопределенность правового регулирования данных терминов в бюджетном законодательстве. В связи с проведением специальной военной операции субъектами Российской Федерации осуществляются значительные финансовые выплаты для оказания материальной помощи участникам СВО и их семьям, в том числе по публичным нормативным обязательствам.
Пунктом 9 ст. 15 Федерального закона от 29 октября 2024 г. № 367-ФЗ установлено, что в ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации в 2025 г. дополнительно к основаниям для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта, в соответствии с решениями высшего исполнительного органа субъекта РФ, в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта без внесения изменений в закон о бюджете субъекта РФ могут быть внесены изменения в случае перераспределения бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, и дополнительных мероприятий в сфере национальной обороны и национальной безопасности, включая осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Между тем п. 3 ст. 217 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что средства на исполнение публичных нормативных обязательств могут быть увеличены не более чем на 5% за счет перераспределения средств, зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований. Субъекты РФ не могут заранее спрогнозировать размер и объем предстоящих расходов по статьям расходов, связанных с выплатами участникам СВО и их семьям. Социальные выплаты возрастают в сторону увеличения с принятием новых мер помощи, и пятипроцентный барьер существенно сокращает возможность использования зарезервированных бюджетных средств. В связи с чем ставится вопрос о правовой природе понятия «зарезервированные бюджетные ассигнования» и возможности привлечения иных зарезервированных средств.
Также вопросы неоднозначного толкования норм права возникают при рассмотрении рассматриваемых понятий, закрепленных в подп. 1 п. 2 ст. 78.5 Бюджетного кодекса, а также в Постановлении Правительства РФ от 25 октября 2023 г. № 17824. В данных нормах ранее указывалось, что в правовом акте, регулирующем предоставление субсидий и грантов, может указываться наименование получателя субсидии, в случае если он определен в соответствии с решением, принимаемым высшим исполнительным органом субъекта РФ, в целях использования резервного фонда соответствующего исполнительного органа субъекта. В новой редакции вместо резервного фонда указываются бюджетные ассигнования, зарезервированные в составе бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете. На основании данного изменения можно сделать вывод, что «зарезервированные бюджетные ассигнования» — отдельный термин, исключающий использование резервных фондов исполнительных органов субъектов РФ.
