Дата публикации: 13.11.2025

Резервные механизмы бюджетной системы Российской Федерации: определенность правового регулирования

Аннотация

В статье исследуются актуальные вопросы правового регулирования резервных финансовых механизмов в условиях экономической нестабильности и усиления вызовов для бюджетной системы Российской Федерации. Автор анализирует пробелы действующего бюджетного законодательства, связанные с отсутствием четкого определения ключевых понятий «резервный фонд» и «зарезервированные бюджетные ассигнования». На основе сравнительно-правового анализа выявляются общие и отличительные черты рассматриваемых категорий. Особое внимание уделяется изменениям бюджетного законодательства 2023–2024 гг., а также практическим аспектам использования резервных механизмов, в том числе в условиях специальной военной операции. Автор приходит к выводу о необходимости законодательного закрепления анализируемых понятий и предлагает пути совершенствования бюджетного законодательства для повышения гибкости управления бюджетными средствами в кризисных условиях.




Действующее российское законодательство не содержит единого понятия «резервный фонд» и «зарезервированные бюджетные ассигнования (средства, источники)». Субъекты Российской Федерации отмечают неопределенность правового регулирования данных терминов в бюджетном законодательстве. В связи с проведением специальной военной операции субъектами Российской Федерации осуществляются значительные финансовые выплаты для оказания материальной помощи участникам СВО и их семьям, в том числе по публичным нормативным обязательствам.

Пунктом 9 ст. 15 Федерального закона от 29 октября 2024 г. № 367-ФЗ установлено, что в ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации в 2025 г. дополнительно к основаниям для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта, в соответствии с решениями высшего исполнительного органа субъекта РФ, в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта без внесения изменений в закон о бюджете субъекта РФ могут быть внесены изменения в случае перераспределения бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, и дополнительных мероприятий в сфере национальной обороны и национальной безопасности, включая осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Между тем п. 3 ст. 217 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что средства на исполнение публичных нормативных обязательств могут быть увеличены не более чем на 5% за счет перераспределения средств, зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований. Субъекты РФ не могут заранее спрогнозировать размер и объем предстоящих расходов по статьям расходов, связанных с выплатами участникам СВО и их семьям. Социальные выплаты возрастают в сторону увеличения с принятием новых мер помощи, и пятипроцентный барьер существенно сокращает возможность использования зарезервированных бюджетных средств. В связи с чем ставится вопрос о правовой природе понятия «зарезервированные бюджетные ассигнования» и возможности привлечения иных зарезервированных средств.

Также вопросы неоднозначного толкования норм права возникают при рассмотрении рассматриваемых понятий, закрепленных в подп. 1 п. 2 ст. 78.5 Бюджетного кодекса, а также в Постановлении Правительства РФ от 25 октября 2023 г. № 17824. В данных нормах ранее указывалось, что в правовом акте, регулирующем предоставление субсидий и грантов, может указываться наименование получателя субсидии, в случае если он определен в соответствии с решением, принимаемым высшим исполнительным органом субъекта РФ, в целях использования резервного фонда соответствующего исполнительного органа субъекта. В новой редакции вместо резервного фонда указываются бюджетные ассигнования, зарезервированные в составе бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете. На основании данного изменения можно сделать вывод, что «зарезервированные бюджетные ассигнования» — отдельный термин, исключающий использование резервных фондов исполнительных органов субъектов РФ.  

Список литературы

1. Изотова А.Ю. Резервные фонды субъектов Федерации: сопоставление сущности и практики Российской Федерации и США / А.Ю. Изотова // Финансы и кредит. 2020. Т. 26. № 3. С. 590–599.
2. Ломакина Т.П. Резервные фонды Президента РФ и Правительства РФ в составе федерального бюджета: динамические характеристики и изменения в их формировании и использовании в 2017 г. / Т.П. Ломакина, М.Ш. Иризепова // Финансовая аналитика: проблемы и решения.
3. Лунякова Н.А. Теоретические основы экономического содержания бюджетного фонда / Н.А. Лунякова // Финансы и кредит. 2020. Т. 26. № 4. С. 916–930. DOI: 10.24891/fc.26.4.916
4. Мусабирова Д.А. К вопросу об использовании дефиниции «Резервный фонд» в российском законодательстве / Д.А. Мусабирова // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 2. С. 171–173.
5. Сагайдачная Н.К. О статусе Резервного фонда / Н.К. Сагайдачная // Проблемы управления финансами. 2013. № 2 (10). С. 31–34.
6. Тимушев Е.Н. Правовое регулирование и особенности резервирования бюджетных средств в регионах России / Е.Н. Тимушев, В.А. Яговкина // Регионология. 2024. Т. 32. № 4. С. 618–634. DOI: 10.15507/ 2413-1407.129.032.202404.618-634
7. Шмиголь Н.С. Совершенствование функционирования резервных фондов субъектов Федерации с учетом зарубежного опыта / Н.С. Шмиголь, Д.А. Токарев // Вестник экономики, права и социологии. 2025. № 2. С. 120–127. DOI: 10.24412/1998-5533-2025-2-120-127
8. Шмиголь Н.С. Функционирование бюджетных резервов в форме резервных фондов субъектов Российской Федерации, их совершенствование / Н.С. Шмиголь, М.Е. Чонгина // Вестник экономики, права и социологии. 2025. № 1. С. 132–139. DOI: 10.24412/1998-5533-2025-1-132

Остальные статьи