Взыскание налоговых долгов с контролирующих лиц (правовые аспекты)
Аннотация
В статье проведен комплексный анализ развития механизма привлечения контролирующих должника лиц (далее — КДЛ) к субсидиарной ответственности за неисполнение налоговых обязанностей организациями-налогоплательщиками. В рамках исследования рассматриваются актуальные тенденции нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики, влияющие на права КДЛ при привлечении к субсидиарной ответственности. В центре внимания — анализ правовых механизмов оспаривания оснований привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности (в рамках и вне процедур банкротства), а также проблемы защиты КДЛ от необоснованного взыскания налоговой задолженности. Научная и практическая значимость исследования обусловлена неоднозначностью правового статуса КДЛ в современной юридической науке. В условиях повышенного внимания к данной категории субъектов и актуальности проблематики привлечения КДЛ к ответственности результаты исследования, включая анализ правоприменительной практики, вносят вклад в развитие теории и совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере взыскания налоговой задолженности с КДЛ.
| Тип | Статья |
| Издание | Финансовое право № 11/2025 |
| Страницы | 19-23 |
| DOI | 10.18572/1813-1220-2025-11-19-23 |
1. Понятие контролирующего лица
В условиях экономической нестабильности и распространения недобросовестных практик среди хозяйствующих субъектов обеспечение исполнения налоговых обязанностей налогоплательщиками является приоритетной задачей государства. Для ее реализации применяется широкий набор правовых инструментов, в том числе механизм привлечения контролирующих должника лиц (далее — КДЛ) к субсидиарной ответственности.
В последние годы участились случаи привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности по налоговым обязательствам. Часто обстоятельства, определяющие ответственность таких субъектов права, не учитываются в полной мере, что создает риск нарушения прав КДЛ, а вопросы субсидиарной ответственности все чаще рассматриваются в высших судебных инстанциях, что свидетельствует об отсутствии прозрачного всестороннего регулирования данного института и его отдельных элементов.
Условием отнесения лица к числу контролирующих должника является наличие у него фактической возможности давать должнику обязательные для исполнения указания или иным образом определять его действия. Возможность определять действия должника может достигаться в силу ряда факторов: 1) нахождения с должником в отношениях родства или свойства; 2) наличия полномочий совершать сделки от имени должника; 3) должностного положения или иным образом. Отсутствие четких критериев определения контролирующего должника лица порождает правовую неопределенность, вследствие чего суды часто прибегают к расширительному и субъективному толкованию этого понятия на основе расплывчатых признаков.
При этом в практике доминирует явный «прокредиторский» подход, при котором все новые возможности для привлечения к субсидиарной ответственности не уравновешены пропорциональными мерами защиты прав и интересов участников и бенефициаров должника, что нарушает баланс интересов в пользу кредиторов.
