Прогрессивная система налогообложения как инструмент социальной справедливости: отечественный и зарубежный опыт
Аннотация
В статье рассмотрена прогрессивная система налогообложения с точки зрения концепции социальной справедливости; обозначена роль государства и его институтов в ее обеспечении. Описана социальная функция налогов, реализующаяся, в том числе, посредством применения соответствующих механизмов — налоговых вычетов, льгот, дифференцированных ставок налогообложения, специальных налоговых режимов и т.д. Перечислены различные модели налогообложения, детально раскрыты характерные черты прогрессивной системы подоходного налога. Рассмотрены зарубежные подходы к вопросу налогообложения физических лиц — в частности, описан опыт Германии, Франции, Бельгии, Китая. Описана отечественная модель подоходного налога с учетом последних изменений в налоговом законодательстве Российской Федерации.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Финансовое право № 11/2025 |
| Страницы | 12-15 |
| DOI | 10.18572/1813-1220-2025-11-12-15 |
На сегодняшний день вопрос социально-экономического неравенства рассматривается в рамках множества научных отраслей — экономики, социологии, политологии, истории и т.п. Являясь важнейшей проблемой современности, социальное неравенство выступает одним из барьеров для макроэкономического роста, усугубляет кризисы, повышает долю маргинализированного населения и количество правонарушений, снижает продолжительность и качество жизни граждан. При этом искоренить неравенство в полной мере едва ли возможно: в условиях рыночной экономики каждый из субъектов вносит разный вклад в общественное развитие и благосостояние, что влечет за собой разницу в доходах. Тем не менее государство должно предпринимать попытки по «амортизации» радикальных случаев социальной несправедливости. Одной из подобных мер выступает прогрессивное налогообложение.
Следует отметить, что налоговые системы в разных странах мира существенно отличаются; эти отличия обусловлены спецификой политического режима, уровнем экономического развития, социальной политикой, ментальными и культурными особенностями. При этом все чаще можно отметить тенденцию к введению инструментов прогрессивного налогообложения, которое становится наиболее предпочтительной опцией в реализации социально-ориентированных стратегий.
Для России прогрессивная система налогообложения физических лиц является относительно новым инструментом регулирования проблемы социально-экономического неравенства. Ее введение было во многом обусловлено такими негативными тенденциями, как малоэффективность прежней системы налогообложения, ускорившиеся темпы инфляции, размывание «среднего класса», усиление разрыва между уровнем доходов граждан.
.Налоги, как известно, выполняют социальную функцию, будучи инструментом перераспределения общественных доходов. Социальная функция налогов реализуется посредством применения различных механизмов — налоговые вычеты, льготы, дифференцированные ставки налогообложения и др. Регулирование механизмов налогообложения имеет своей конечной целью достижение социальной справедливости. В социально справедливом государстве каждый чувствует «свою сопричастность общему делу без утраты комфорта для себя: каждый налогоплательщик должен ощущать, что платит исходя не из имущественного ценза, а из собственной степени обеспеченности».
Как отмечено выше, государство выбирает для себя оптимальную модель налогообложения. В настоящее время можно выделить следующие основные виды систем налогообложения: 1) равный налог — система налогообложения, при которой все плательщики платят одинаковую сумму вне зависимости от уровня доходов; 2) пропорциональный налог — модель, при которой налогоплательщики выплачивают фиксированную налоговую ставку — долю от своих доходов; 3) прогрессивный налог — система налогообложения, при которой по мере роста доходов применяется более высокая ставка налога. Таким образом, прогрессивная система налогообложения представляет собой такой подход, при котором налоговая ставка увеличивается в зависимости от увеличения налогооблагаемой базы.
