Дата публикации: 13.11.2025

Недостижение целевых показателей как основание для возврата субсидии

Аннотация

Статья посвящена анализу и дифференциации оснований для возврата субсидий, предусмотренных в Бюджетном кодексе Российской Федерации и в подзаконных нормативных актах. По мнению автора, установление различий между исследуемыми понятиями может повлиять на правовую оценку действий получателя субсидии и на меры ответственности, которым он может быть подвергнут. Особенно автор акцентирует внимание на таком основании для возврата субсидии, как недостижение целевых показателей. Приводятся примеры из актуальной судебной практики, содержащей различные подходы к разрешению споров, возникающих из аналогичных обстоятельств и правоотношений. Предлагаются рекомендации по совершенствованию системы управления субсидиями и действующего законодательства, при сохранении баланса между частными и публичными интересами.




Современное государственное управление включает в себя множество инструментов финансовой поддержки, одним из которых являются субсидии. С каждым годом общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренный сводной бюджетной росписью, увеличивается. Однако предоставление субсидий сопряжено с определенными рисками, связанными с необходимостью их полного возврата и привлечением получателя к штрафной ответственности. Между тем нередко нарушение, в связи с которым предъявляется требование о возврате, оказывается неправомерным или абсолютно несоразмерным с уровнем вменяемой ответственности.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее — БК РФ) содержит два исключительных случая, когда безвозмездная и безвозвратная субсидия должна быть возвращена: в случае нарушения получателем условий, установленных при ее предоставлении (п . 3.1 и подп. 3 п. 3 ст. 78 БК РФ), и при использовании выделенных средств нецелевым образом (ст. 306.4 БК РФ). В то же время в подзаконных нормативных актах, конкретизирующих механизм предоставления отдельных видов бюджетных ассигнований, а также в договорах (типовых соглашениях) о субсидировании все чаще встречается дополнительное основание для возврата субсидии — недостижение целевых показателей или результата предоставления субсидии.

Существуют как общие условия предоставления субсидий, которым должен соответствовать заявитель для получения помощи от государства (объективные критерии), такие как обладание определенным юридическим статусом, финансовая устойчивость, отсутствие задолженностей по налогам, сборам и другим обязательным платежам, так и специальные, устанавливаемые в рамках соответствующих льготных программ, в зависимости от вида субсидии (субъективные критерии).

Следовательно, условия предоставления субсидии — это совокупность требований, объективных и субъективных критериев, которые должны быть соблюдены претендентом на субсидию до момента получения финансовой поддержки, т.е. на стадии конкурсного отбора, включающего анализ представленных им документов, проверку самого заявителя и т.п.

Статья 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств подразумевает направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплату денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Список литературы

1. Васильева Н.В. К вопросу о правовой природе соглашения (договора) о бюджетной субсидии / Н.В. Васильева // Baikal Research Journal. 2024. Т. 15. № 2. С. 371–379.
2. Герасименко Ю.В. Правила предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы совершенствования / Ю.В. Герасименко, А.В. Сынтин // Современное право. 2018. № 10. С. 51–59.
3. Кононов А.М. Совершенствование механизма договорного регулирования при предоставлении бюджетных субсидий / А.М. Кононов // Финансовое право. 2023. № 7. C. 33–37.
4. Курбатова С.С. Проблемы правовой природы договоров о субсидировании / С.С. Курбатова // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 4. С. 126–131.
5. Поветкина Н.А. Бюджетные субсидии: конфликт публичного и частного / Н.А. Поветкина, Ю.В. Леднева // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2023. № 1. С. 46–68.

Остальные статьи