Бюджетно-правовое стимулирование: проблемы правового регулирования
Аннотация
В статье рассматриваются особенности бюджетных стимулирующих правоотношений и их субъектный состав , а также межбюджетные отношения и их стимулирующая функция. Отмечается, что среди множества функций межбюджетных отношений главными являются выравнивающая и стимулирующая. Делается вывод, что бюджетное стимулирование есть процесс установления и реализации бюджетно-правовых стимулов, необходимый для эффективной деятельности органов публичной власти.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Финансовое право № 11/2025 |
| Страницы | 2-4 |
| DOI | 10.18572/1813-1220-2025-11-2-4 |
Бюджетно-правовое стимулирование — вопрос, чрезвычайно мало исследованный, что объясняется большим влиянием политических аспектов на формирование бюджета, отраженных в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ, основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики.
Исследование любой заявленной темы предполагает обращение к содержанию используемых понятий: терминов, правовых конструкций, категорий, доктринальных и легальных определений. Уточнение их правового смысла помогает выстроить логику рассуждений и уточнить позиции авторов, вложивших свой вклад в изучение поставленных проблем.
Бюджетные правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами бюджетного права, по своей сущности охватывающие сферу формирования, распределения и использования средств бюджетов разного уровня публичной организации государства.
Особый субъектный состав, характерный для бюджетных правоотношений, определяет и особенности бюджетного стимулирования как процесса по установлению и реализации бюджетно-правовых стимулов (мер).
В настоящее время нет единства мнений относительно субъектного состава бюджетных правоотношений. Однако, несмотря на разницу в мнениях (основной спор касается отнесения к субъектам бюджетных правоотношений юридических лиц — большинство авторов склоняется к мнению, что любые юридические лица можно отнести к субъектам бюджетных правоотношений, так как они могут не только участвовать в бюджетном процессе, но и получать субсидии), никто не оспаривает очевидных субъектов бюджетных правоотношений — публичные образования.
