Дата публикации: 13.11.2025

Пациентоориентированность в российской биоюриспруденции и в практике оказания медицинской помощи

Аннотация

Статья посвящена анализу и оценке роли пациентоориентированности в российской биoюриспруденции и практике оказания медицинской помощи. В современном мире ценностью является гуманизация процессов медицинского обслуживания, что предполагает полноценное участие пациента в принятии решений о своем здоровье и лечении. В условиях развития правового регулирования в сфере здравоохранения растет важность изучения юридических аспектов взаимодействия между медицинскими специалистами и пациентами, а также внедрения принципов пациентоориентированности в практическую деятельность. Российская система здравоохранения сталкивается с необходимостью интеграции международных стандартов и принципов, предусматривающих уважение к правам пациента, его информированное согласие и обеспечение доступа к качественной медицинской помощи. В данной статье рассматриваются правовые основы пациентоориентированности, выявляются проблемы реализации этих принципов на практике и предлагаются возможные направления их совершенствования, что имеет важное значение для повышения эффективности и гуманности системы здравоохранения в России.




Индивидуальный подход к пациенту как основу принципа пациентоориентированности в настоящее время можно отнести к перспективной и актуальной теме для исследования в области медицины и здравоохранения. Принцип пациентоориентированности — один из основных принципов биоюриспруденции, которая, по мнению исследователей, является новой метадисциплиной и метаотраслью знаний, возникшей как результат коэволюционного развития прескриптивной юриспруденции, прав человека в области новых технологий, биоэтики и биомедицины. Биоюриспруденция исповедует концепцию, согласно которой предлагаемые лечащим врачом варианты медицинского вмешательства должны быть максимально эффективными, адаптированными для конкретного пациента, учитывающими не только физиологическое состояние его организма, но и личную ситуацию, а также желание. При этом персонифицированный подход в медицине касается не только лечения, но и профилактики заболеваний. Развитие медицинской науки с позиции персонифицированного подхода позволит использовать такие же индивидуальные методы лечения, как и само заболевание. По мнению некоторых исследователей, такой подход основан на выявлении генетической, эпигеномной и клинической информации, которая позволит не только понять и оценить само заболевание, но и своевременно выявить наличие расположенности человека к определенным заболеваниям, поможет определить стратегию и тактику медицинского ведения пациента. На сегодняшний день, когда назначенное пациенту лекарство неэффективно, назначается другое. Такой подход, основанный на пробах и ошибках, приводит к снижению результатов лечения пациента с точки зрения возможного появления побочных эффектов, неблагоприятного лекарственного взаимодействия, потенциального прогрессирования заболевания, в то время как эффективное лечение откладывается, а здоровью пациента причиняется вред. Иными словами, концепция персонифицированной медицины в XXI в. заключается в том, чтобы обеспечить нужное лекарство в точной дозировке в определенное время для конкретного пациента. Безусловно, эффективное применение пациентоориентированной медицины в значительной степени зависит от наличия современных диагностических инструментов, которые позволяют оптимально подобрать терапевтический препарат для достижения наилучших результатов лечения пациентов.

Список литературы

1. Кравец И. Конституционная биоюриспруденция и достижение биоэтического благополучия (часть 1) / И. Кравец // Сравнительное конституционное обозрение. 2022. № 2 (147). C. 16–42.
2. Jakka S. An economic perspective on personalized medicine / S. Jakka, M. Rossbach // The HUGO Journal. 2013. Vol. 7. Art. 1. <a href="https://doi.org/10.1186/1877-6566-7-261" target="_blank">https://doi.org/10.1186/1877-6566-7-261</a>
3. Mathur S. Personalized medicine could transform healthcare (Review) / S. Mathur, J. Sutton // Biomedical Reports. 2017. Vol. 7. Iss. 1. P. 3–5.

Остальные статьи